Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. (Рис 3) Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность студента в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала.
![]() |
Рисунок 3 Условия профессионального саморазвития
Саморазвитие протекает эффективно и результативно при условии, если самостоятельность студента в области образования реализуется через целенаправленную систему самообразования; ему оказывается целенаправленная квалификационная психолого-педагогическая коррекционная помощь в овладении методами самотренировок по формированию саморегуляции; педагогическое обеспечение процесса саморазвития студентов будет высокопрофессиональным.
В настоящее время многие выпускники средних профессиональных учебных заведений не готовы самостоятельно принимать решения, не умеют креативно мыслить, так как в процессе обучения не были созданы условия для творческого мышления и воспитания потребности в личностном развитии. Основной акцент делается на формирование профессиональных умений и навыков будущего специалиста.
Для решения вышеназванных проблем подготовка студента колледжа должна быть направлена на саморазвитие, что включает духовно-нравственное и деятельностно-практическое самообогащение, направленное на самосовершенствование и преобразование окружающей действительности.
Одним из педагогических условий профессионального саморазвития студента является рефлексия. Смысл рефлексии как особого познавательного действия заключается в уточнении человеком своих знаний, умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.
Основная функция рефлексии состоит в обеспечении более полного и ясного осознания человеком выполняемой им деятельности в ее отдельных элементах (факторы, цели, средства) и как единого целого (деятельность как целостное образование, составляющее функциональную часть всей жизнедеятельности). Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать свое поведение и принимать более правильные решения.
Рефлексия возникает у человека как результат определенного уровня развития мышления и самосознания. Благодаря ее появлению отдельные составляющие деятельности и личности, включая само мышление, становятся объектом самопознания: возникают мысли о своих желаниях, целях, о том или ином высказывании или эмоциональной реакции, внутреннем состоянии, в результате личность развивается. То же происходит с личностью и в профессиональной деятельности. Чем большее содержание деятельности личности охватывается рефлексией, тем выше эффект ее развития.
Также, правильно организованная деятельность студента может стать источником его конструктивно направленной активности только в том случае, когда она сопровождается психолого-педагогической помощью и поддержкой со стороны преподавателя.
Актуальность обращения к педагогической поддержке саморазвития личности студента определяется тем, что студент колледжа в силу особенностей возраста не всегда ориентирован на познание себя, оценку своих возможностей и способностей, определение смысла и путей творческого саморазвития. Преодолеть объективные и субъективные трудности саморазвития личности студента в учебно-воспитательном процессе колледжа можно только при целенаправленной педагогической поддержке личностного развития студента с использованием комплекса психолого-педагогических условий.
Педагогический смысл поддержки более адекватно отражается в двух подходах к ее определению - широком и узком. Широкая интерпретация связывается с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору решения. Узкий смысл ассоциируется с помощью педагога, его содействием в разрешении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем, самоопределением.
Педагогам хорошо известна педагогическая поддержка в виде сотрудничества. Преподаватель и студент совместно обсуждают возникшую учебную, личную или иную жизненную затруднительную ситуацию, в которой оказался студент, и совместными усилиями ищут из нее выход. Педагогический ресурс поддержки-сотрудничества уникален: преподаватель помогает студенту осознать суть возникшей проблемы, вскрыть собственные реальные и потенциальные возможности, выстроить варианты решений, выбрать наиболее оптимальный из них.
Похожие статьи:
Сравнительный анализ изложения темы в различных школьных учебниках
Учебное пособие А.Г. Гейна «Информатика. 7-9 классы» (1) соответствует минимуму содержания курса информатики. Некоторые разделы школьного курса представлены в широком объеме, а тема «Поиск и хранение информации» рассматривается, только на двух уроках. Первый урок посвящен основам баз данных и информационно-поисковых систем, а также занесение информации в базу данных. На втором уроке рассматривают ...
Приемы коррекции дизартрии
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности. Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция ...