Эксперимент проходил в д/с «Оленёнок» №2 г. Стрежевой с октября 2011 г. по апрель 2012 г. В эксперименте участвовал 21 ребенок подготовительной группы.
Для первого этапа эксперимента был использован комплекс методик, состоящий из диагностики умения ориентироваться на систему требований – методика «Бусы», умения ориентироваться на образец – методика «Домик», умения действовать по правилу – методика «Узор», уровня развития произвольности – методика «Графический диктант».
Методика «Бусы»
Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.
Оборудование: не менее шести фломастеров или карандашей разного цвета, лист с рисунком кривой, изображающей нитку (см. Приложение А1).
Работа состоит из двух частей:
I часть (основная) – выполнение задания (рисование бус),
II часть – проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.
Инструкция к I части: на изображенной нитке нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя.
Инструкция ко II части задания. Повтор задания для самостоятельной проверки рисунков детьми. В случае ошибки рядом создается рисунок.
Оценка выполнения задания:
отличный уровень – задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.
хороший уровень – при выполнении задания учтены 3–4 условия.
средний уровень – при выполнении задания учтено 2 условия.
низкий уровень – при выполнении задания учтено не более одного условия.
Методика «Домик»
Цель: выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
Содержание: как можно точнее срисовать изображение домика (см. Приложение А2). После окончания работы проверить, все ли верно. Неточности можно исправить.
Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.
Ошибками являются:
а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;
б) замена одного элемента другим или отсутствие элемента;
в) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
г) сильный перекос рисунка.
Оценка методики:
отличный уровень – 0 ошибок;
хороший уровень – 1 ошибка;
средний уровень – 2–3 ошибки;
низкий уровень – 4–5 ошибок.
Методика «Узор»
Цель: проверить умение действовать по правилу.
Содержание: слушая задание, соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор.
Три правила:
1. два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;
2. линия нашего узора должна идти только вперед;
3. каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.
Предваряя эксперимент, детям объясняю образец (см. Приложение А 3).
Далее предлагается стимульный материал для выполнения методики «Узор» и начинается диктант.
Содержание диктанта:
«Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом».
Оценка результатов.
Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются:
1) за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, то есть предваряющих диктант и следующих за ним);
Похожие статьи:
Специфические особенности общения детей дошкольного возраста с
псевдобульбарной дизартрией
Исходя из того, что псевдобульбарная дизартрия у детей обычно входит в синдром детского церебрального паралича, мы рассматриваем особенности общения, а также особенности развития коммуникативной деятельности при псевдобульбарной дизартрии применительно к детям, имеющим детский церебральный паралич. Общение следует рассматривать в качестве специфической формы деятельности человека и одного из глав ...
Техника безопасности
Мех удобнее и безопаснее вырезать маленькими маникюрными ножницами, осторожно прорезая лишь тканевую основу и стараясь не повредить ворс; припуски в большинстве случаев оставляют около 4 – 5 мм, чтобы было безопаснее шить. Швы при изготовлении мягких игрушек можно использовать как ручные, так и машинные, в зависимости от материала. Для меха лучше всего использовать ручной петельный шов с шагом 2 ...