Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Новая педагогика » Типология диктантов и методика их проведения в современной школе » Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Страница 1

Орфографическая зоркость – способность пишущего видеть орфограммы в тексте. Ее не следует смешивать со зрительной памятью и зрительным восприятием. Умение видеть орфограммы достигается долгой тренировкой. Развитию орфографической зоркости способствуют диктанты.

Диктант – это один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации.

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

Это одна из самых эффективных форм работы, которая способствует выработке прочных орфографических навыков. Конечно, диктант используют и для формирования пунктуационных навыков, а также для закрепления знаний по фонетике, лексике, грамматике. Ценность диктанта в том, что в процессе его написания ученики привыкают к активной и организованной коллективной работе, ведь за одно и то же время следует выполнить одинаковое задание. Диктант приучает учеников писать с максимальным сосредоточением внимания, развивает память, зрение, слух, вырабатывает умение сознательно пользоваться орфографическими правилами.

В методике и практике обучения существует много различных видов диктантов, количество которых постепенно увеличивается. Разные методисты пользуются неодинаковой классификацией диктантов.

Попытки создания классификаций диктантов, учитывающих их разные функции, были сделаны М.В. Ушаковым, А.В. Текучёвым, Л.П. Федоренко, Г.К. Лидман-Орловой, Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановым и др.

Можно выделить 3 критерия, которые учитываются в классификации:

цель проведения;

характер записи текста;

время объяснения правописания орфограмм в тексте.

В зависимости от цели можно классифицировать диктанты на обучающие и контрольные. Такое разделение в известной степени условно, поскольку все учебные диктанты помогают выявить знания учащихся, а контрольный диктант способствует укреплению знаний и навыков.

К обучающим относятся:

Предупредительный.

Комментированный.

Объяснительный.

Выборочный.

Зрительный.

Словарный.

Самодиктант.

«Проверяю себя».

Распределительный.

Комбинированный диктант.

Графический.

Творческий, куда входят:

Диктант по началу.

Диктант по картине.

Диктант-перевод.

Свободный диктант.

По характеру записи текста диктанты разделяют на:

дословные (текстуальные), в которых текст (связный, отдельные предложения, слова) записывают без всяких изменений;

диктанты с изменением текста.

Дословными, или текстуальными, могут быть предупредительные и объяснительные диктанты. К диктантам с изменением текста принадлежат выборочный, свободный и творческий.

По времени объяснения орфограмм выделяют:

предупредительные;

комментируемые;

объяснительные

Объяснение правописания орфограмм может быть до начала записи (предупредительный диктант), в процессе записи (комментированный) и после записи (объяснительный). Хотя во всех случаях после записи текста учителя также проводят проверку, выяснение нарушенных правил, обсуждение неправильно написанных орфограмм.

Особенность предупредительного диктанта в том, что к записи текста ученики повторяют орфографические правила, а затем анализируют все сложные орфограммы и выясняют правописание их. После этого текст записывают и проверяют.

Предупредительный диктант может быть зрительным и слуховым. В первом случае анализируют текст, взятый из «Хрестоматии по литературе» или поданный на доске, плакате, экране. После выяснения правописания орфограмм учитель закрывает текст, ученики записывают его под диктовку, а потом сверяют с вновь открытым текстом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Художественная деятельность как средство развития творческого воображения
Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Г.А. Урунтаева отмечает, что воображение – основное новообразование дошкольного детства. Этот возрастн ...

Основы научных методов и характер научных революций
Что такое наука? Существуют определения типа: "наука есть систематизированное знание" или "наука представляет собой иерархически организованную систему знаний", но такие определения не достаточны. Не всякое систематизированное знание есть наука. Ведь этому определению удовлетворяет любое систематизированное учение, не имеющее ничего общего с наукой. Можно предположить и такое ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru