Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Новая педагогика » Типология диктантов и методика их проведения в современной школе » Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Страница 2

Во время проведения слухового предупредительного диктанта после повторения нужных орфографических правил учитель читает текст и коллективно обсуждается правописание орфограмм, которые закрепляются. Затем текст записывают и проверяют.

Комментированный диктант предполагает объяснение правописания сложных орфограмм в процессе записи текста. Цель этого вида диктанта – развивать у учащихся умение логически мыслить и предельно кратко формулировать грамматические правила, выделяя главное. Во время комментирования у учащихся одновременно работают три вида памяти: зрительная, слуховая и моторная.

Проводить его следует так: учащиеся класса под диктовку записывают текст. В это время один из учеников по заданию учителя вслух называет слова со сложной для написания орфограммой и выясняет, как нужно писать то или иное слово в соответствии с правилом. Этот диктант проводят тогда, когда только начался процесс закрепления изученных орфограмм или когда случаются особенно сложные случаи правописания слов.

Пользоваться комментируемым диктантом надо изредка. На проведение его следует отводить 7-15 минут.

Объяснительный диктант отличается от предупредительного тем, что объяснения правописания орфограмм осуществляется после записи текста. Объяснительный диктант зачастую проводится двумя способами.

Первый способ. После определения цели и задачи работы ученики записывают текст под диктовку учителя. А потом записанный текст проверяется. Ученики читают предложение за предложением, выясняют правописание орфограмм, опираясь на соответствующие орфографические правила. Желательно, чтобы в этом случае учащиеся имели возможность сверить написанное ими с текстом, который спроектирован на экран или заранее записан на доске и открыт на время проверки.

Второй способ. Учитель диктует, один из учеников пишет на доске, а остальные – в тетрадях. После записи каждого предложения ученики исправляют допущенные ошибки, обсуждают правописание соответствующих орфограмм и повторяют правила. Разумеется, при проведении объяснительного диктанта этим способом необходимо обеспечить полную самостоятельность в работе учащихся, а то диктант может превратиться в списывания и не достигнет своей цели.

Выборочный диктант предусматривает выписывание из текста только отдельных слов, словосочетаний или предложений в целях и задачах урока. Выборочный диктант может быть различной сложности, а именно: из диктанта выписывают отдельные слова и выясняют правописание их; слова не только выписывают, но и относят к определенной группе, помещают в соответствующую колонку (например, выписывают слова с ъ и ь в две колонки.

Выборочный диктант – довольно ценный вид упражнений, так как, во-первых, требует сознательного, вдумчивого отношения к работе и фактически исключает механическую запись, ведь в тексте необходимо распознать и отобрать только слова, которые пишутся по определенному правилу; во-вторых, за сравнительно короткое время ученики записывают большое количество слов, следовательно, прорабатывают правописание орфограмм на широкой лексической базе.

Выборочные диктанты могут быть предупредительные, объяснительные и творческие.

Словарный диктант состоит из отдельных слов на определённое правило. Перед учащимися ставится грамматическая задача – вспомнить правила правописания данных слов, не зависящих от контекста, и правильно их записать. Этот диктант удобен тем, что даёт возможность при минимальной затрате времени повторить или закрепить конкретные орфографические правила.

Методика проведения словарного диктанта зависит от того, каким он является: предупредительным, объяснительным или контрольным. Количество слов зависит от возрастных особенностей учащихся:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Урок иностранного языка как традиционная форма обучения, его специфические особенности, важнейшие требования и задачи
В методической литературе существует множество определений такой организационной формы обучения как «урок». «Урок – это педагогическое мастерство» (М.Н. Скатник); «урок – это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым». «Урок – основное организационное звено процесса обучения, на котором и осуществляется решение конкретных практических, образовательных, ...

Особенности навыков чтения у детей с нарушением интеллекта
Общеизвестно, что от уровня практического овладения словесной речью зависит приобретение различных знаний. Только речь, опирающаяся на достаточный словарный запас, может обеспечить полноценное общение с окружающими, стать основным средством познавательной деятельности, это осуществляется на уроках развития связной речи, уроках чтения и литературы. Чтение как один из видов речевой деятельности – э ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru