* Определять воспитанника, то есть поставить ребёнка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но из собственного опыта поймёт, что "непослушание ведёт к тяжёлым переживаниям".
* Установить чёткие правила поведения.
* Поддерживать в душе воспитанника "спокойствие и ясность", т.е. не давать основания для того, "чтобы воспитанник усомнился в истине".
* "Волновать" душу ребёнка одобрением и порицанием.
* "Увещевать" воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.
Эти положения, актуальные для системы воспитания 18 века, вполне применимы и к современному процессу воспитания, более того, они являются теми непреходящими истинами, которые будут играть определяющую роль и в воспитании наших потомков.
Вопросами нравственности занимался И. Кант (1724-1804). В нравственности он видел одно из важнейших измерений человеческого мира. Её исследованию он посвятил "Критику практического разума", "Основы метафизики", "Нравов", "Метафизику нравов". Актуальны, значимы и современны лекции Канта по этике (1780-1782). В них Кант рассуждает об этике межличностных отношений, о нравственных обязанностях людей. Приведём положения этики Канта, которые могут стать твёрдой и прочной основой на пути к формированию культуры поведения у школьников, к воспитанию гуманной, здравомыслящей личности.
Положения этики И. Канта:
· Если мы хотим, чтобы нас уважали, то и сами должны питать уважение к другим людям и к человечеству вообще.
· Мы должны поступать так, как требуем от других, чтобы они поступали по отношению к нам.
· Каждый должен следить за тем, чтобы его действия не только не подавали отрицательный пример, не только не заключали в себе зла, а служили бы положительным примером и содержали в себе добро <…> Действия наши, должны быть не просто хороши, а должны служить примером для других.
· Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей.
· Приветливость в сочетании с откровенностью представляет собой искренность, столь почитаемую всеми.
· Дружественность, услужливость, утончённость манер, любезность уже сами по себе являются добродетелями.
· Вежливость означает ту самую обходительность, когда мы бываем хороши до мелочей, чтобы понравиться другим.
· Мы должны любить других потому, что это хорошо, и потому ещё, что любя других, мы сами становимся добрее.
· Необходимо желать счастья другому.
· Мы должны стремиться к тому, чтобы наши намерения любить другого и желать ему счастья не оказались бы безрезультатными, а были бы практическими пожеланиями. Практическое пожелание - это желание, направленное не столько на предмет, сколько на действие.
· Сердце лишь тогда будет добрым, когда человек другому не просто желает счастья, но и что-то делает для этого.
· Дружба заключается во взаимном благоволении и симпатии враждебность - во взаимном неблаговолении и антипатии.
· Враждебность состоит из недоброжелательности и неблагосклонности, когда человек находит удовольствие в том, что доставляет неприятность другому, а ведь мы не должны питать враждебных чувств ни к кому.
· Самыми ужасными тремя пороками, которые воплощают подлейшие и злейшие наши пороки, являются: неблагодарность, зависть и злорадство .
Даже эти немногие извлечения из кантовских лекций говорят о глубоком гуманистическом содержании его учения о морали. Здесь Кант снова возвращается к реальному бытию морали, реальным нравственным отношениям, выражая самое искреннее желание видеть нормы и принципы морального сознания воплощёнными в конкретные дела и поступки, в действительную нравственную практику. Он раскрывает нам содержание нравственных норм общения, следование которым создаёт благоприятную атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения. Надо помнить, считает Кант, и о тех нравственных пороках, которые способствуют возникновению нездоровых нравственных отношений. Кант говорит об атмосфере враждебности, вызываемой недоброжелательностью, неблагодарностью, завистью, ненавистью, злорадством.
Этика Канта актуальна потому, что содержит в себе те непреходящие общечеловеческие нравственные ценности, которые и сегодня должны стать главными регуляторами межличностных отношений.
Нравственными должны быть не только поступки людей, но и их общение, которое также должно соответствовать нормам морали.
Учащимся необходимо знать, что первое впечатление о характере складывается по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение, соблюдая следующие правила:
1. Важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора.
Похожие статьи:
Межпредметные связи как фундамент систематизации научных знаний
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность примен ...
Результаты опытно-экспериментальной работы
С целью определения эффективности проведенной в ходе формирующего этапа работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен контрольный срез. Его основными задачами являлись: выявить уровень развития воображения у детей 5-6 лет; проследить динамику развития воображения у детей после проведения формирующего эксперимента. Для реализации поставленных целей и задач ...