Формирование рефлексии у будущих педагогов

Новая педагогика » Формирование рефлексии у будущих педагогов

Необходимость модернизации высшего образования в России на современном этапе очевидна, так как в условиях динамических изменений общества особенно актуальной становится потребность в мобильном и высококвалифицированном специалисте. Основным фактором развития высшей школы являются инновационные изменения. В этих условиях необходим поиск иного содержания труда педагога, апробации новых средств и способов его работы, личной ответственности за содержание и результаты своего труда.

Профессиональная педагогическая деятельность на современном этапе рассматривается как процесс решения многообразных и разноплановых задач, направленных на взаимное обогащение личности педагога и учащегося в результате взаимодействия. Эффективность решения педагогических задач определяется многими факторами, в том числе рефлексией, которая является необходимым этапом процесса решения педагогической задачи. В связи с этим рефлексия становится инструментом профессиональной деятельности, обеспечивающим ее успешность, так как педагог должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной деятельности, обладать сформированной способностью понимания самого себя и окружающей среды, быть готовым к постоянному самообразованию и практической деятельности.

Изменения в педагогической профессии естественным образом находят свое отражение в высшем педагогическом образовании, которое может рассматриваться как процесс профессионального становления будущих учителей, что предполагает «вхождение» в профессию через овладение решением педагогических задач.

В связи с этим особое значение приобретает обучение рефлексии будущих учителей. Рефлексия помогает студентам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Если физические органы чувств для человека есть источник его внешнего опыта, то рефлексия – источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления.

Рефлексивная деятельность – необходимый атрибут деятельности не только учителей – новаторов, но и учащихся. Цели образовательной рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.д. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности студенты не смогут усвоить те знания, которые они добыли, что стало проблемой

на сегодняшний день.

Причин

тому немало:

- кризис образования во всем мире, который признается свершившимся фактом;

- отсутствие нужной литературы по нововедениям;

- низкий уровень подготовки профессиональных специалистов в вузах и др.

В результате сложилось противоречие между потребностями развивающейся общественной практики и реальной подготовленности выпускников вуза, а также интересами и возможностями субъектов образовательного процесса.

Все вышеизложенное позволило сформулировать тему исследования: «Обучение рефлексии будущих педагогов профессионального обучения».

Цель исследования - обосновать формы и методы формирования рефлексивных умений будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин.

Объект исследования - общепедагогическая подготовка будущего учителя профессионального обучения.

Предмет исследования - формирование рефлексивных умений будущих учителей профессионального обучения.

Гипотеза исследования

- формирование рефлексивных умений будущих учителей будет более успешной, если для учебного процесса в системе профессинального обучения развивать ключевую компетенцию педагога и студента – рефлексивную.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили постановку следующих исследовательских задач:

- обосновать значение рефлексивных умений в профессиональной деятельности учителя;

- выявить сущность рефлексии и способы ее проведения;

- разработать формы и методы формирования рефлексивных умений будущего учителя;

- экспериментально обосновать формы и методы формирования рефлексивных умений студентов.

Методологическая основа исследования:

работы, раскрывающие сущность и границы применимости личностно-деятельностного и системного подходов к изучению проблем образования (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова- Славская, В.И.Гинецинский, А.НЛеонтьев, М.Полани, Л.С.Рубинштейн, Т.К.Селевко, С.Д.Смирнов и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: раскрытии сущности и значения рефлексии; изучении теории и практики формирования рефлексивных умений будущего учителя.

Практическая значимость выполненного исследования заключается в разработке методического инструментария формирования рефлексивных умений студентов, адресованного преподавателям педагогических дисциплин: диагностические методики по исследованию рефлексивных умений студентов; совокупность приемов по формированию рефлексивных умений будущих учителей; спецпрактикум по формированию рефлексивных умений будущих учителей; методические рекомендации по формированию рефлексивных умений будущих педагогов в рамках курса «Введение в педагогическую деятельность».


Похожие статьи:

История взаимодействия ДОУ с семьей
С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. Однако характер их влияния во многом зависит от экономических условий жизни общества, общественных отношений. В классовом эксплуататорском обществе в семье складывались неравноправные взаимоотношения. Общество в своих интересах насаждало, как правило, деспотию от ...

Организация учебно-познавательной деятельности
Под организацией учебно-познавательной деятельности учащихся понимают определенный порядок дидактического процесса в структурном и функциональном смысле, придание этому процессу необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Рассмотрю различные подходы к понятию «организация». «Организация» – от позднелатинского «organiso» – сообщаю стройный вид, устраиваю. В толковом словаре СИ. О ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru