Остановимся на наиболее характерных особенностях рефлексии учителя в системе «я и другие»:
- предметом анализа учителя в данном случае является некоторое практической решение, полученное в опыте других учителей или в его собственной деятельности;
- по отношению к решению учитель занимает своеобразную исследовательскую позицию. Его целями являются выработка достаточно отчетливого представления о данном решении, определение личностного отношения к нему, изучение возможностей его переноса из одних условий в другие;
- изучение практического решения происходит через соотнесение его как с опытом других учителей, так и со своим собственным опытом. При этом собственные решения рассматриваются через призму опыта решений других учителей, а решения, предлагаемые другими,- через призму собственного опыта. В основе обмена опытом лежит диалог (дискуссия, спор), в процессе которого дается критическая оценка полученных решений, вычленяются их достоинства и недостатки, определяются пути дальнейшего поиска;
- кардинальным условием эффективного исследования практический решений является поиск оснований, которые определяют построение данных решений. При анализе решений главное не их описание (хотя и оно необходимо), а раскрытие ведущих идей, положенных в основу выработки этих решений, проработка их конструктивных схем, определение критериев и показателей успешности их реализации. Речь идет о выявлении принципов создания таких конструктивных схем, о раскрытии внутренней логики практических решений учителя. Без этого нельзя ни рационально понять структуру практических решений, ни конструктивно их использовать.
Рефлексия учителя характеризуется тем, что он способен внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия педагогического процесса, самостоятельно и конструктивно разрешать в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудность как стимул дальнейшего развития, преодоление собственных пределов. Рефлексирующий учитель- это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт учитель, обладающий способностью к саморазвитию. Важно, что результативность воздействия педагога на учащихся значительно повышается благодаря рефлексивным процессам.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что рефлексивные процессы буквально пронизывают профессиональную деятельность учителя и проявляются:
- в процессе практического взаимодействия педагога с учащимися, когда он стремится адекватно понимать и целенаправленно регулировать мысли, чувства и поступки обучающихся;
- в процессе проектирования деятельности учащихся, когда учитель разрабатывает цели обучения и конструктивные цели их достижения, причем разрабатывает их с учетом особенностей учащихся и возможностей их продвижения и развития;
- в процессе самоанализа и самооценки учителем собственной деятельности и самого себя как ее субъекта.
Без постоянного анализа и самоанализа учитель не был бы в состоянии глубоко осознавать возникающие в практике проблемы, правильно выбирать пути их решения, критически оценивать и корректировать полученные результаты.
Необходимость рефлексивного отношения учителя к собственной профессиональной деятельности определяется тем обстоятельством, что индивидуальная деятельность любого учителя приобретает смысл лишь в общей системе работы школы как целостного социального института. Учитель постоянно соотносит свой опыт с опытом других учителей и с достижениями педагогической науки.
С одной стороны, учитель осваивает этот социальный опыт, используя его при организации своей индивидуальной деятельности, а с другой- вносит собственный вклад в развитие педагогического опыта, передавая другим свои индивидуальные достижения. Именно поэтому каждому учителю необходимо смотреть на свою деятельность не только «изнутри», но и как бы «со стороны», сделать ее предметом специального анализа, объективировать эту деятельность для себя и для других.
В том случае, когда учитель осваивает опыт других, он решает педагогические задачи. Однако это новые по своему характеру задачи, которые аналитически выделяются из общей функциональной системы профессионально- педагогической деятельности в целях их специального изучения. Таковы, например, задачи, связанные с изучением коллектива и личности, с организацией совместной деятельности учащихся. Особая задача возникает перед учителем и в том случае, когда он передает свой индивидуальный опыт другим, одна из причин этого- индивидуализированность того языка, которым оперирует учитель- практик.
Для нас особое значение имеет рефлексия в образовании, которая проявляется в постоянном осмыслении, переосмыслении и преобразовании своего опыта.
Мы исходим из того, что рефлексия в студенческие годы выступает системообразующим личностным свойством саморазвития. Для нас особый интерес представляют исследования голландских ученых, которые разрабатывают технологии обучения рефлексии в педагогическом университете .
Похожие статьи:
Информационные технологии во внеклассной работе
Максимально использовать ресурсы и услуги Интернета и компьютера на уроке невозможно хотя бы потому, что в кабинетах иностранного языка нет компьютеров. Поэтому основная деятельность в сети Интернет может быть организованна лишь во внеурочное время. Как правило, в школах, оборудованных компьютерной техникой, доступ в Интернет организуется на базе медиатеки – специального информационного центра шк ...
Экологическое воспитание в процессе образования младших
школьников
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природу, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенапр ...