Профессионально-педагогическая ориентация старших школьников в Российской Федерации и Франции

Новая педагогика » Профессионально-педагогическая ориентация старших школьников в Российской Федерации и Франции

В современных условиях реформирования отечественной системы образования изучение и анализ зарубежного (в частности, французского) опыта приобретает особую актуальность. Опираясь на методы сравнительной педагогики, российские ученые имеют возможность исследовать основные идеи и направления педагогической мысли разных стран, устанавливать общее и специфическое в развитии их образовательных систем, выявлять причины возникновения тех или иных проблем в области образования и анализировать пути их решения.

Один из самых насущных вопросов в отечественном педагогическом образовании последних лет связан с подготовкой высоко квалифицированного учителя. Недостаточное количество учителей – далеко не единственная трудность, с которой сталкиваются современные школы. Приходится констатировать нежелание учителя работать в полную силу, его слабую методологическую компетентность, отсутствие профессионально значимых качеств и поверхностное знание предметного материала. Подобное положение неизбежно ведет к снижению уровня подготовки учащихся, что в дальнейшем отражается на отставании в темпах развития страны по сравнению с общемировыми. Возникновение новых, непривычных для нашего общества экономических процессов, связанных с переходом на рыночную основу производства и управления им, необходимость быстрой социальной и психологической адаптации, профессиональной мобильности, конкурентоспособности определило новые подходы к осуществлению профориентации как системе услуг (профинформация, профконсультация, профотбор, профадаптация и психологическая поддержка), способствующей профессиональному самоопределению и занятости (обучение и трудоустройство) населения.

Потребность в совершенствовании такого вида деятельности как профориентация способствовала оформлению в стране государственной системы профессиональной ориентации. Однако создание наряду с традиционными (школы, УПК) новых профориентационных учреждений (служба занятости, центр профориентации молодежи) не только привело к неразберихе в определении сфер и видов деятельности, но и обострило проблему, серьезным образом сдерживающую развитие профориентации, - отсутствие специалистов, готовых к оказанию высокопрофессиональной профориентационной помощи.

Актуализация проблемы подготовки педагогических кадров привела к поиску путей эффективной подготовки специалистов в области профориентации, которая рассматривается как одно из условий совершенствования всей системы профориентационной работы.

Исторический анализ развития профессиональной ориентации показал, что на всех этапах ее развития в той или иной мере поднимался вопрос подготовки кадров для педагогической работы. В 20-30-е годы вопрос о подготовке специалистов в области профориентации (педагогов и психотехников), о необходимости подготовки учительских кадров к профориентационной деятельности ставился в трудах А.П.Болтунова, Н.К. Крупской, Н.Д.Левитова, А.В.Луначарского, Р.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, И.Н.Шпильрейна, А.И.Щербакова. В работах более позднего периода освещаются проблемы определения содержания, педагогических условий, форм и методов подготовки студентов педвузов к профориентационной деятельности в школе (А.И.Андарало, Л.И.Бондарчук, В.М.Гусев, К.Ж.Жубаев, С.Т.Золотухина, Л.Л.Кондратьева, Л.Л.Мусялик, Н.Шадиев и др.); подготовки учителей в системе повышения квалификации (Г.И.Галките, Е.И.Капралова); подготовки профконсультантов и методистов по профориентации (Т.А.Важенина, Т.В.Королева, Н.А.Ховрич и др.)

При разработке модели подготовки кадров в системе высшего педагогического образования определенную помощь оказало изучение научно-теоретических основ подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях педвуза (О.А.Абдуллина, Е.П.Белозерцев, О.3.Шварцман и др.); дидактических основ подготовки (Ю.К. Бабанский, М.А.Данилин, Л.В.Занков, И.Я.Лернер, С.И.Мещерякова, Ю.В.Сенько, М.Н.Скаткин и др.); методологических основ профессиональной ориентации (Л.В.Ботякова, А.Е.Голомшток, Е.А.Климов, Л.Л. Кондратьева, В.П.Парамзин, М.П Пальянов, С.Н.Чистякова и др.)

Ориентируясь на опыт подготовки учителей во Франции, в которой реформирование системы педагогического образования позиционируется как одно из приоритетных направлений государственной политики, можно решить многие сегодняшние проблемы российского образования. Французская система подготовки педагогических кадров уже сталкивалась с решением проблем, стоящих сегодня перед российским педагогическим образованием. В числе таких проблем разработка государственных стандартов педагогического образования, поиск эффективных путей отбора абитуриентов на педагогические специальности, модернизация содержания профессиональной педагогической подготовки, разработка и применение современных технологий в обучении. Отсюда можно сделать вывод о необходимости проведения анализа современного состояния системы педагогического образования во Франции, выявлении методов и форм профотбора на педагогические специальности, а также перспектив развития. Изучение опыта Франции в данном вопросе поможет приобретению наработок в этой области, что обеспечит практическую значимость.

Проблема исследования заключается в выявлении и сопоставлении основных тенденций в организации и проведении профессиональной ориентации и отбора на педагогические специальности

на современном этапе развития педагогического образования в Российской Федерации и Франции.

Цель курсовой работы: сравнительно-сопоставительный анализ профессионально-педагогической ориентации старших школьников в РФ и Франции.

Объект: профессионально-педагогическая ориентация старших школьников в Российской Федерации и Франции.

Предмет: сравнительный анализ особенностей профессионально-педагогической ориентации старших школьников в Российской Федерации и Франции.

Представленные выше цель, объект и предмет определили его следующие задачи исследования:

· Охарактеризовать основные этапы становления современной концепции профориентации в РФ и Франции;

· Проанализировать основные формы педагогической профориентации, применяемые на практике российских и французских школах;

· Исследовать вопросы организации профессионального отбора на педагогические специальности в РФ и Франции;

· Рассмотреть инновационные подходы в организации и проведении отбора на педагогические специальности.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем произведен сравнительно-сопоставительный анализ российской и французской систем профессиональной ориентации старших школьников на педагогическую деятельность, выявлены сходства и различия в содержании подготовки школьников к выбору профессии учителя в процессе общей профориентации и в рамках специализированных педагогических объединений, вскрыт универсальный характер условий,

обеспечивающих эффективность профессионально-педагогической ориентации.

Теоретическая значимость результатов состоит в том, что обобщен исторический опыт развития идей профориентации в системе образования России и Франции, выявлены и проанализированы содержательные основы общей и педагогической профориентации в обеих странах, определены и охарактеризованы условия эффективности работы по педагогической профориентации, дана характеристика основных критериев оценки профпригодности к педагогической деятельности, обоснована целесообразность их использования при формировании контингента педагогических отделений вузов. Результаты исследования конкретизирует понимание сущности трудовой подготовки и профессиональной ориентации учащихся.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что представленные в нем основные положения и выводы могут быть использованы в профориентационной деятельности школ, в совершенствовании процедуры профессионального отбора на педагогические специальности, использоваться в учебно-воспитательной работе со студентами педагогических отделений.


Похожие статьи:

Апробация эффективных приёмов развития творческих способностей в начальной школе
Этот этап исследования включает работу по развитию воображения, оригинальности и креативности, рассчитан на подключение творческого потенциала ребёнка. Апробация приемов развития творческих способностей учащихся проводилась в 1 "б" классе, в соответствии с календарно-тематическим планом учителя по литературному чтению. К данному исследованию с целью планомерного внедрения заданий и конт ...

Критерии результативности деятельности классного руководителя
Измерить эффективность работы классного руководителя сложно, т.к. сфера деятельности его очень широка (по функционалу: организационно-координирующая, коммуникативная, аналитико-прогностическая, контрольная функции). При таком объеме работы и гуманитарной направленности деятельности классного руководителя, нелегко добиться объективности в оценке его труда. Но педагогу – профессионалу необходимо от ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru