Организация профессионального отбора на педагогическую специальность РФ и Франции

Новая педагогика » Профессионально-педагогическая ориентация старших школьников в Российской Федерации и Франции » Организация профессионального отбора на педагогическую специальность РФ и Франции

Страница 1

В воспитательной концепции Франции практика профессиональной ориентации организуется комплексно, в сочетании различных форм, методов, средств, существенно повышающих воспитательный потенциал профориентационной работы.

Методы профориентационной работы. Прежде всего, остановимся на классификации методов профориентации.

Методы информирования. К ним, по мнению Н. Шове и В. Коэн-Скали, относятся: знакомство с профессиями, экскурсии, обмен опытом, составление документации, анализ информации.

Первый метод реализуется в различных формах: системы профориентационных уроков, всевозможных выставок, салонов, форумов профессий, показа фильмов, видеофильмов, слайдов о профессиях и учреждениях профессионального образования. В соответствии с последней образовательной реформой он признан также приоритетным способом решения проблем школьной неуспеваемости. Экскурсии на предприятия организуются, как правило, для учащихся III класса коллежа в форме информационного визита или сеанса наблюдения в профессиональной среде в течение как минимум одной недели. Их целью является знакомство учащихся с реальной жизнью предприятий. Обмен опытом осуществляется в форме встреч с бывшими учащимися коллежей и лицеев или со специалистами из различных профессиональных областей. Составление документации осуществляется в форме письменного или аудиовизуального

отчета о визите в профессиональную среду, пресс-досье о какой-либо специальности, экспозиционного панно о профессии.

Метод анализа информации тесно связан с методом составления документации. Он осуществляется в форме информационно-поисковой системы - банков данных о профессиях на сайтах в Интернете или в форме презентационных компакт-дисков. Первые пользуются большой популярностью, о чем свидетельствует их большое количество, и разделяются на три группы: 1) системы получения информации из банка данных о профессиях; 2) персонализированные системы, основанные на подборе профессии через введение личных данных об индивиде; 3) интерактивные системы помощи принятия решения в выборе профессии. Кроме того, французские школьники часто используют интерактивные системы в режиме реального времени.

Диагностические методы: чередование, тестирование, анкетирование, игровой метод. Чередование -это ряд профессиональных проб, осуществляемых в форме последовательно сменяющих друг друга производственных стажировок различной продолжительности (от 3 до 16 недель) на предприятии, в профессиональном лицее или в центре профессионального обучения.

Большое значение в профессиональной ориентации учащихся имеет метод тестирования. Ж. Фриман выделяет три группы тестов в практике ориентации подростков: 1) тесты на определение общих умственных способностей, которые позволяют выявить в целом интеллектуальный потенциал ребенка; 2) тесты-действия (testes-actions), дающие представление о достижениях учащегося на настоящий момент, что важно для сравнения с прошлыми результатами; 3) тесты на определение профессиональных интересов, склонностей, позволяющие диагностировать скрытые и уже выявленные способности учащегося, что помогает ему более четко составить представление о себе и осознать свои возможности. При использовании

тестов французскими специалистами большое значение уделяется их разумному сочетанию.

Методы консультирования. К этой группе относят информирование, диагностирование (рассмотренные выше), а также беседу, рекомендацию, биографический метод. Метод беседы осуществляется в форме группового обсуждения какой-либо темы, например, после просмотра фильма о профессии. В последнее время во французской практике профконсультирования учащихся успешно применяется автобиографический метод или, как его еще называют, метод "истории жизни", который изначально был разработан для работы со взрослыми. Он позволяет индивиду понять свою мотивацию, свои потребности, возможности, компетенции и осуществляется в форме рассказа в группе, которая выступает в роли слушателя. При этом консультант остается сторонним наблюдателем и включается в работу только при необходимости коррекции сложившейся ситуации, а также в момент подведения итогов. Так, учащийся готовит рассказ от имени человека определенной профессии, оказавшегося в тех или иных жизненных обстоятельствах, повлиявших на его профессиональную деятельность. Рассказ внимательно выслушивается группой, после чего начинается дискуссия, во время которой каждый может изложить свое видение сложившейся ситуации и предложить свое решение.

В практике консультирования учащихся часто используется рекомендация. Согласно выводам французских исследователей, она помогает выстроить представление о своей проблеме и принять решение относительно учебного и профессионального выбора. Рекомендация имеет диалоговую природу, консультант и консультируемый выступают как равноправные партнеры процесса общения. В зависимости от характера трудностей, возникающих при принятии решения, выделяют несколько подходов, которые используют консультанты: информативный - если необходимо восполнить пробелы в знаниях, мешающие рефлексии учащегося;

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Формирующий эксперимент
Исходя из теоретических положений, рассмотренных в первой части настоящей квалификационной работы, из результатов констатирующей части исследования, где отмечены "слабые" места в формировании экологических представлений детей, видно, что требовалось проведение соответствующей работы в данном направлении и коррекция имеющихся результатов у данной группы детей возможна. Гипотеза: есть воз ...

Выявления индивидуальных особенностей детей и оказания психолого-педагогической помощи педагогам в организации учебно-воспитательного процесса
Когда возникает критическая ситуация, мудрствование пропадает, а спасает только умение. В моей практике взаимодействия с обучающимися с диагнозом умственная отсталость таким умением оказалось построение взаимодействия на основе личностного подхода, с учетом их индивидуальных особенностей. Работая долгое время в специальной (коррекционной) школе-интернате я все больше наблюдала как у многих педаго ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru