методологический - для составления плана учебного или профессионального будущего подростка; биографический - с целью рассмотрения принимаемого учащимся решения в контексте его собственной жизни, по отношению к прошлому и, что наиболее важно, в перспективе профессионального будущего. Практическая организация профессиональной ориентации. Особенностью практики организации профессиональной ориентации является взаимодействие так называемых внешкольной и внутришкольной ее составляющих.
Содержание внутришкольной профориентационной работы. Прежде всего отметим, что среднее образование во Франции разделено на пять педагогических циклов: 1) наблюдения и адаптации; 2) центральный; 3) ориентации; 4) определения; 5) выпускной. Первые три относятся к обучению в коллеже, два последних - в лицее. Каждый цикл связан с решением конкретных педагогических задач в области профессиональной ориентации учащихся.
В цикле наблюдения и адаптации в коллеже (VI класс) практическая работа заключается в изучении личности учащегося, определении его способностей, склонностей, уровня знаний, психофизических данных, индивидуальных черт характера. Важная роль при этом отводится тестам, результаты которых фиксируются в личном досье учащегося.
В центральном цикле коллежа (V-IV классы) профориентационная работа дополняется знакомством учащихся с разнообразием мира профессий. С V класса учащимся предлагается выбрать для изучения дополнительные предметы по своим интересам и возможностям. Для выбора предлагаются: древние языки, углубленное изучение иностранного языка, опытные или технологические науки. С IV класса учащиеся, по желанию, могут пройти стажировку на предприятии в форме "ознакомительного визита" или "сеанса наблюдения" (на них мы уже останавливались выше).
Цикл ориентации коллежа (III класс) является важным, "разветвляющим", по его окончании учащийся должен определить свой дальнейший учебный путь: общеобразовательный и технологический лицей; профессиональный лицей; центр профессионального обучения. Поэтому профориентационная работа этого цикла сконцентрирована на информировании учащихся о различных учебных направлениях, профилях, профессиях, к которым они готовят. С этой целью с 2005 г. в учебном расписании французских коллежей появился новый обязательный предмет "Знакомство с профессиями" (Decouverte professionnelle) (3 ч в неделю). Анализ программы этого предмета показывает, что ее содержание распределено в три блока:
- знакомство с профессией и профессиональной деятельностью (А);
-знакомство с организациями (В);
- знакомство с местами и способами образовательной подготовки (С).
Каждый блок включает определенные компетенции для освоения учащимися. Так, блок А включает четыре главные компетенции:
- представлять профессию, идентифицируя ее главные задачи, деятельность специалиста, используемые средства;
- различать способы овладения профессией в зависимости от ее вида: работник большого предприятия, ремесленник, независимый работник, служащий;
- классифицировать профессии по основным принципам деятельности: производство продукции и услуги;
- находить примеры связи между техническим прогрессом и эволюцией профессиональной деятельности.
В программе отмечается, что педагогический коллектив должен уделять особое внимание разработке так называемого годового продвижения учащихся, что позволит оценить уровень освоенных знаний и компетенций. Полученные результаты должны учитываться при выдаче диплома об
окончании коллежа и стать отправной точкой для ориентации дальнейшего обучения. Оценки проставляются в досье учащихся и в сводках об успеваемости.
Следующие два цикла (определения и выпускной) относятся к лицею. Известно, что во Франции существует два типа лицеев: 1) общеобразовательный и технологический; 2) профессиональный. Обучение в них имеет профильный характер, предполагающий дифференциацию учащихся по учебным направлениям, секциям и профилям. Это способствует сближению учебной и профессиональной ориентации, где последняя предстает как стратегия профессионального будущего учащегося, а учебная - как его тактика. Учебная ориентация французских учащихся понимается как комплекс мероприятий по оказанию помощи учащимся в выборе направления обучения, а также в преодолении возникших при обучении трудностей; профессиональная - как комплекс мер по оказанию учащимся помощи в выборе профессии.
Что касается профессиональных лицеев, то в них обучение направлено на практическое овладение конкретной профессией. Здесь общеобразовательная подготовка учащихся сочетается с постоянной производственной практикой. Целью профессиональной ориентации в данном типе лицеев является практическое знакомство учащихся с особенностями выбранной профессии, организацией труда и рабочего места, компетенциями, которые предполагает профессия, возможностями трудоустройства.
Похожие статьи:
Понятие и сущность правового воспитания
В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст.1 Конституции РФ. Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан п ...
Планирование работы. Тематический план
О необходимости воспитания самостоятельной, инициативной и творчески активной личности в настоящее время говорят и пишут много. Бесспорно, проблема самоопределения растущей личности является сегодня одной из самых востребованных в педагогической науке и практике. Психолого-педагогический смысл феномена самоопределения строится на понимании этого процесса как сознательного выявления и утверждения ...