Элективные курсы в условиях профильной школы наряду с собственно профильными предметами способствуют созданию необходимой базы для понимания вузовских программ и научной литературы вообще, а также для формирования компетентности учащихся.
В данной работе мы предлагаем программу элективного курса по физическим основам теории протекания для учащихся XI класса физико-математического профиля. Курс рассчитан на 25 ч (14 лекций и 12 семинаров) и может быть проведен, например, за счет школьного компонента учебного плана.
Цели элективного курса: расширить и углубить знания учащихся о процессе научного познания, познакомить учащихся с теорией протекания и методами моделирования задач теории протекания.
Достижение данных целей связано с решением следующих задач:
Расширение общеучебных и предметных для физико-математического профиля умений учащихся: измерительных, графических, вычислительных умений, умений систематизировать результаты измерений.
Освоение учащимися использования компьютеров для обработки полученных данных и моделирования физических процессов.
Задачи курса:
развитие культуры исследовательской деятельности у учащихся (постановка задачи, планирование деятельности, знакомство с методами исследования, анализ и оценка полученных результатов);
формирование навыков разработки и презентации проектов;
развитие самостоятельности учащихся;
формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе выполнения исследований.
Основные формы организации знаний: лекции по теории, семинарские и практические занятия.
Тематический план
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Количество часов |
1 |
Протекание |
Вводное занятие, изучение нового материала |
1 |
2 |
Бесконечный кластер при протекании |
Изучение нового материала |
1 |
3 |
Конечный кластер при протекании |
Изучение нового материала |
1 |
4 |
Теория протекания |
Семинар (доклады и сообщения) |
1 |
5 |
Остов перколяционного кластера |
Комбинированный |
1 |
6 |
Задачи по Т.протекания |
Практическое занятие |
1 |
7 |
Задача узлов (протекание на одномерной решетке) |
Практическое занятие |
1 |
8 |
Задача связей |
Практическое занятие |
1 |
9 |
Моделирование задачи узлов с помощью ПК |
Практическое занятие |
3 |
10 |
Моделирование задачи связей с помощью ПК |
Практическое занятие |
3 |
11 |
Понятие "фрактал" |
Изучение нового материала |
2 |
12 |
Геометрические фракталы |
Изучение нового материала |
1 |
13 |
Триадное канторовское множество |
Изучение нового материала |
1 |
14 |
Фракталы |
Семинар (доклады и сообщения) |
2 |
15 |
Алгебраические фракталы |
Изучение нового материала |
2 |
16 |
Размерность фрактала |
Изучение нового материала |
1 |
17 |
Фрактальная размерность кластеров |
Изучение нового материала |
2 |
18 |
Определение фрактальной размерности триадной кривой Коха |
Практическое занятие |
1 |
19 |
Заключительный урок |
Обобщение |
1 |
Похожие статьи:
Классификация педагогических технологий
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют дос ...
Психофизиологические основы развития речи
Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. "Внешняя речь, - писал Л. Выготский, - есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация". Психологической основой речи служит мысль, и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на основе развитой системы понятий, на основе овладения системой умственных действий возможно успешное развитие речи. Однако и ...