Сущность понятий "речь", "развитие речи"

Страница 2

Письменной речью (а не только письмом) ученики овладевают в школе, при этом используется их устная речь: владение определенной лексикой, грамматикой языка.

В школе обе формы речи получают дальнейшее развитие речи, при этом не только устная речь является опорой для становления письменной, но и, наоборот, под влиянием письменной речи формируются книжные стили устной формы литературного языка (в частности, учебно-научный стиль - до школы ученики овладевают в основном обиходно-бытовой разновидностью устной речи). К сожалению, в начальной школе преимущественное внимание уделяется формированию устной речи - связная устная речь школьников в это время развивается недостаточно. Это конечно отрицательно в итоге влияет и на развитие письменной речи: ученики начинают говорить, пользуясь короткими однообразными в структурном отношении предложениями, которыми они учатся составлять и записывать на уроках родного языка.

Под влиянием обучения, при условии внимания к устной речи учащихся, их интонационные навыки успешно развиваются. Устная речь становится богаче в своем звучании за счет использования разнообразных по синтаксической структуре и интонационному оформлению предложений.

Функционально-стилевые типы речи. К 6-7 годам ребенок овладевает в основном разговорным стилем (устной формы литературного языка). Когда ребенок пытается пересказать или сочинить свои рассказы, сказки, то он использует некоторые образно-выразительные средства, свойственные художественному стилю.

В школе ученики овладевают книжным стилем письменной речи, его публицистической, официально-деловой разновидностью - больше всего научным (точнее, учебно-научным) стилем изложения, что связано с характером ведущей деятельности учащихся - с усвоением ими основ наук, а также с участием в различных видах общественной деятельности, с осознанием языка как системы .

Виды речи (диалог и монолог). В начале ребенок пользуется диалогической речью. Это побудительные предложения, выражающие просьбу, требование, призыв; вопросительные предложения, слова-предложения да, нет и т.д.

В школе эти виды речи получают дальнейшее развитие. Ученики овладевают умением вести беседы по широкому кругу вопросов, связанных с жизнью класса, школы, страны, с изучением основ наук.

В зависимости от задач высказываний и от ситуации человек использует разные виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо и чтение. Их взаимоотношение показано на схеме:

Речь

Неозвученная

Ненаписанная

Внутренняя

(речь мысленная, речь для себя)

Внешняя

(речь для других)

Говорение -

т.е. выражение мысли в акустическом коде, с помощью звучащих комплексов - слов, их сочетаний (действие коммуникатора).

Слушание (аудирование) - звуковое восприятие акустического потока, отправленного говорящим, и его понимание, т.е. сверка со смысловыми, фонемными эталонами, накопленными в памяти ренее.

Чтение,

т.е. его зрительное восприятие графического ряда, написанного или напечатанного, и его понимание, т.е. соотнесение графических компонентов (слов, их сочетаний) через их фонемный состав с эталонами, хранящимися в памяти.

Письмо,

т.е. выражение мысли в графическом коде (при звуковом, точнее в фонемном, письме - через посредство фонем).

Устная речь Письменная речь

Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь - это речь, облеченная в звуки или графические знаки, обращенная к другим. Внутренняя речь - это не произнесенная и не написанная, "мысленная" речь, она обращена как бы к самому себе. В отличие от внешней, внутренняя речь лишена четких грамматических форм, она оперирует главным образом понятиями - отдельными знаменательными словами и целыми блоками, сочетаниями слов. На уровне внутренней речи протекает усвоение новых знаний, решение задачи, обдумывание материала к устным высказываниям и особенно к письму.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Методика проведения подвижных игр
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель. Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого надо, прежде всего, иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей ...

Творческое воображение младшего школьника
Существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода. Дети могут из всего сделать все, говорил Гёт ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru