Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников

Страница 4

6. Загадки - метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:

С "ч" над морем я летаю,

С "г" в машинах я бываю.

(Чайка - гайка)

7. Анаграммы - слова, получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:

Легко дышать в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои -

И целый лес ты мною свалишь.

(Липа - пила)

8. Логографы - слова - загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв, например:

Известное я блюдо,

Но лишь прибавишь "м",

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(Уха - муха)

9. Загадки - шутки, связанные с омонимичностью слов, например: Какой город летает? (Орел - имя собственное, отгадка помогает сопоставить слово с название птицы - существительным с нарицательным)

Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Их отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, лотереи, соревнования. Можно усложнить задание, рассыпав слова - загадки, получится деформированный текст, над составлением которого нужно поработать. Слова - отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изученной темой, например, записать существительные 1, 2 и 3-го склонения мужского и женского рода и т.д. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним и проанализировать только слово - отгадку, рассмотрев его с разных сторон.

Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них - предмет игры, а через игру ребенок узнает язык и его законы. В уроки можно включать различные игры на превращения слов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к занятиям.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевают образной системой языка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи. Можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все выше перечисленные формы работы указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.

В словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой дается определение "пословица": "Пословица - краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющая обычно назидательный смысл".

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: "Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию" .

Пословицы широко используются в обучении - как воспитательной целью, так и для развития речи. В речи самих учащихся пословицы сравнительно редки и имеют тенденцию убывания к старшим классам.

Какой бы короткой ни была пословица, это все-таки законченное художественное произведение. Оно радует нас не только метким наблюдением, но и тем, как ловко, красиво оно выражено. Его и запомнить гораздо легче.

Ту меня, работушка, не бойся, я тебя, работушка, не трону!

Пословицы можно употребить в самых разных случаях. Так, например, могли говорить крестьяне, угнетаемые господами.

Поговорка о черной корове может прозвучать в любых обстоятельствах, при которых внешность не соответствует внутреннему содержанию явления. А пословица о топоре и крепком пне будет к месту, когда происходит любое единоборство, любая борьба, любой спор.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Основы научных методов и характер научных революций
Что такое наука? Существуют определения типа: "наука есть систематизированное знание" или "наука представляет собой иерархически организованную систему знаний", но такие определения не достаточны. Не всякое систематизированное знание есть наука. Ведь этому определению удовлетворяет любое систематизированное учение, не имеющее ничего общего с наукой. Можно предположить и такое ...

Песенный материал для расширения лексического запаса учащихся
Формирование лексического навыка предполагает овладение обучаемым правилами соотнесения конкретной лексической единицы с другими лексическими единицами в лексической группе, овладение навыками выбора и употребления лексики, а также смысловым восприятием лексической единицы в тексте. На начальном этапе обучения дети хорошо воспринимают, запоминают и воспроизводят готовые лексические конструкции, о ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru