В предыдущей главе были рассмотрены теории развития речи, в том числе, использование малых форм фольклора. Для проверки эффективности разработанного комплекса, был проведен педагогический эксперимент на базе МОУ Тотемской средней общеобразовательной школы №3.
Для подтверждения или опровержения гипотезы мы составили план исследовательской работы:
подбор диагностического материала;
определение контрольной и экспериментальной группы;
определение констатирующего эксперимента с целью определения роли фольклора в развитии речи младших школьников;
проведение формирующего эксперимента с целью установления роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников в экспериментальной и контрольной группах;
проведение контрольного эксперимента с целью установления роли работы загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников в экспериментальной и контрольной группах;
сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента;
выводы по подтверждению или опровержению выдвинутой нами гипотезы.
Исследование проводилось на базе МОУ Тотемской средней общеобразовательной школы №3
Цель: установить роль загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников.
Мы подобрали материал и методики для определения роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников. Для определения роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников была проведена методика "Определение активного словарного запаса". В качестве критериев для оценки словарного запаса речи были взяты: содержательность, логичность, точность, богатство и правильность. Ребенку предлагалась картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется в протоколе и затем анализируется.
10 балов в речи ребенка встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков;
в 8-9 балов речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков;
6-7 балов в речи ребенка присутствуют 6-7 разных признаков;
4-5 баллов дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков;
2-3 балла - в речи присутствуют 2-3 признака;
0-1 балл - рассказа нет или в не имеются 1-2 слова, представляющие собой одну единственную часть речи.
Таблица 2. Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника.
№ п/п |
Фиксируемые признаки речи |
Частота употребления этих признаков. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Существительные. Глаголы. Союзы Предлоги Частицы Однородные члены предложения Сложные предложение с союзами типа "и", "а", "но". Вводные конструкции, начинающие со слов "во-первых", "я думаю", "мне кажется". |
В этом протоколе отмечается частота употребления ребёнком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне словарного запаса ребёнка.
Оценивая уровень речевых умений младшего школьника, мы выделили следующие уровни:
8-9 баллов - высокий;
5-7 баллов - средний;
0-4 балла - низкий.
2.2 Исследование
Необходимо отметить, что в эксперименте приняли участие шестнадцать детей контрольной группы (2А) и четырнадцать детей экспериментальной группы (2Б).
Результаты констатирующего эксперимента контрольной группы следующие (Приложение №2):
Высокий |
Средний |
Низкий |
24% |
57% |
18% |
Похожие статьи:
Методы и формы организации обучения: понятия, различные подходы к
классификации
В теории познания метод определяется как система последовательных действий, которые приводят к достижению результата, соответствующего намеченной цели. Его реализация в учебном процессе выражается через различные формы организации. Форма организации обучения — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов: особенностей взаимодействия учителя и уча ...
Сущность и структура педагогического профессионализма
На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм– совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному зака ...