Нами было проведено также анкетирование.
Результаты анкетного опроса показывают, что ведущим мотивационным фактором выбора профессии у школьников выступает "возможность принести пользу людям" (85% опрошенных). При оценке будущей работы большое число школьников обращает внимание на творческий, интересный характер работы (79%). Интересен тот факт, что на вопрос "Чего вы ждете от работы по выбранной Вами специальности?" - "высокие доходы" назвали лишь 6%. Респонденты невысоко оценивают перспективы карьерного роста в профессиях. Так вариант ответа "в выбранной профессии меня привлекает возможность занять высокий пост" выбрали 10% опрошенных.
Данные приведенные в таблице сгруппированы в зависимости от ведущих мотивационных факторов:
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос "Чего вы ждете от работы?"
Ведущая мотивация |
Критерии значимости |
В% от числа респондентов |
Содержательная мотивация: |
Творческий, интересный характер работы |
95 |
Ее соответствие моим способностям, умениям |
74 | |
Самостоятельность, независимость |
9 | |
Связь с современной техникой, технологией |
7 | |
Возможность реализовать свой потенциал |
28 | |
Мотивы социальной значимости: |
Возможность принести пользу людям |
85 |
Возможность достичь признания, уважения |
11 | |
Статусные мотивы: |
Возможность получать высокие доходы |
6 |
Возможность занять высокий пост. |
10 | |
Высокий престиж профессии |
35 |
Таким образом, для школьников наиболее значимым фактором является содержание работы. На втором месте - мотивы социальной значимости. Статусные мотивы не имеют достаточного веса при выборе профессии. Доминирование содержательных мотивов выбора профессии и мотив социальной значимости является весьма позитивным показателем, так как без такой мотивации становление в будущем профессионала просто невозможно.
Данные констатирующего этапа эксперимента приведены в таблице 2.
Таблица 2. Показатели сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников
Методика |
Познавательный интерес |
Самооценка склонностей к профессиональным сферам деятельности и профессиональной направленности личности |
Сформированность профессионального плана | ||||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень | |
Карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной |
5 |
14 |
1 |
4 |
15 |
1 |
4 |
14 |
2 |
“Дифференциально-диагностический опросник” (по Е.А. Климову) |
1 |
16 |
3 |
- |
13 |
7 |
1 |
14 |
5 |
Похожие статьи:
Понятие и сущность графической иллюстрации.
Возникновение и развитие графической иллюстрации в России
Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - вид книжной графики, ее основа. Термин "иллюстрация" можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художеств ...
Педагогическая психология и дидактика
Психика – это особое свойство высокоразвитой живой материи отражать объективную действительность. Высшая ступень психики – человеческое сознание. Возможность решить многие острые проблемы педагогики, учебного процесса дает непосредственное синтезирование этих наук – педагогическая психология. Педагогическая психология в отличие от педагогики, рассматривает вопросы: кто, что, кому, как и зачем пре ...