Нами было проведено также анкетирование.
Результаты анкетного опроса показывают, что ведущим мотивационным фактором выбора профессии у школьников выступает "возможность принести пользу людям" (85% опрошенных). При оценке будущей работы большое число школьников обращает внимание на творческий, интересный характер работы (79%). Интересен тот факт, что на вопрос "Чего вы ждете от работы по выбранной Вами специальности?" - "высокие доходы" назвали лишь 6%. Респонденты невысоко оценивают перспективы карьерного роста в профессиях. Так вариант ответа "в выбранной профессии меня привлекает возможность занять высокий пост" выбрали 10% опрошенных.
Данные приведенные в таблице сгруппированы в зависимости от ведущих мотивационных факторов:
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос "Чего вы ждете от работы?"
Ведущая мотивация |
Критерии значимости |
В% от числа респондентов |
Содержательная мотивация: |
Творческий, интересный характер работы |
95 |
Ее соответствие моим способностям, умениям |
74 | |
Самостоятельность, независимость |
9 | |
Связь с современной техникой, технологией |
7 | |
Возможность реализовать свой потенциал |
28 | |
Мотивы социальной значимости: |
Возможность принести пользу людям |
85 |
Возможность достичь признания, уважения |
11 | |
Статусные мотивы: |
Возможность получать высокие доходы |
6 |
Возможность занять высокий пост. |
10 | |
Высокий престиж профессии |
35 |
Таким образом, для школьников наиболее значимым фактором является содержание работы. На втором месте - мотивы социальной значимости. Статусные мотивы не имеют достаточного веса при выборе профессии. Доминирование содержательных мотивов выбора профессии и мотив социальной значимости является весьма позитивным показателем, так как без такой мотивации становление в будущем профессионала просто невозможно.
Данные констатирующего этапа эксперимента приведены в таблице 2.
Таблица 2. Показатели сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников
Методика |
Познавательный интерес |
Самооценка склонностей к профессиональным сферам деятельности и профессиональной направленности личности |
Сформированность профессионального плана | ||||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень | |
Карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной |
5 |
14 |
1 |
4 |
15 |
1 |
4 |
14 |
2 |
“Дифференциально-диагностический опросник” (по Е.А. Климову) |
1 |
16 |
3 |
- |
13 |
7 |
1 |
14 |
5 |
Похожие статьи:
Понятие, роль портфолио учителя
Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят о нём, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века - это «школа портфолио» и идея портфолио выступает ...
История развития РО Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, имеет уже более 40 летнию историю своего существования: в 1959 году на базе школы №91 была открыта лаборатория Д.Б. Эльконина "Психология младшего школьника"; в 1976 году лаборатория получила план-заказ от Министерства просвещения РСФСР на разработку содержания начального образования; в 1991 году образовательная система Эльконина-Дав ...