Нами было проведено также анкетирование.
Результаты анкетного опроса показывают, что ведущим мотивационным фактором выбора профессии у школьников выступает "возможность принести пользу людям" (85% опрошенных). При оценке будущей работы большое число школьников обращает внимание на творческий, интересный характер работы (79%). Интересен тот факт, что на вопрос "Чего вы ждете от работы по выбранной Вами специальности?" - "высокие доходы" назвали лишь 6%. Респонденты невысоко оценивают перспективы карьерного роста в профессиях. Так вариант ответа "в выбранной профессии меня привлекает возможность занять высокий пост" выбрали 10% опрошенных.
Данные приведенные в таблице сгруппированы в зависимости от ведущих мотивационных факторов:
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос "Чего вы ждете от работы?"
Ведущая мотивация |
Критерии значимости |
В% от числа респондентов |
Содержательная мотивация: |
Творческий, интересный характер работы |
95 |
Ее соответствие моим способностям, умениям |
74 | |
Самостоятельность, независимость |
9 | |
Связь с современной техникой, технологией |
7 | |
Возможность реализовать свой потенциал |
28 | |
Мотивы социальной значимости: |
Возможность принести пользу людям |
85 |
Возможность достичь признания, уважения |
11 | |
Статусные мотивы: |
Возможность получать высокие доходы |
6 |
Возможность занять высокий пост. |
10 | |
Высокий престиж профессии |
35 |
Таким образом, для школьников наиболее значимым фактором является содержание работы. На втором месте - мотивы социальной значимости. Статусные мотивы не имеют достаточного веса при выборе профессии. Доминирование содержательных мотивов выбора профессии и мотив социальной значимости является весьма позитивным показателем, так как без такой мотивации становление в будущем профессионала просто невозможно.
Данные констатирующего этапа эксперимента приведены в таблице 2.
Таблица 2. Показатели сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников
Методика |
Познавательный интерес |
Самооценка склонностей к профессиональным сферам деятельности и профессиональной направленности личности |
Сформированность профессионального плана | ||||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень | |
Карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной |
5 |
14 |
1 |
4 |
15 |
1 |
4 |
14 |
2 |
“Дифференциально-диагностический опросник” (по Е.А. Климову) |
1 |
16 |
3 |
- |
13 |
7 |
1 |
14 |
5 |
Похожие статьи:
Понятие компетенции
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупност ...
Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример
работы с цветом на уроках литературы
Цели: 1. Изучение рассказа А.П. Чехова «Ионыч», духовной эволюции главного героя. 2. Развитие умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали. 3. Воспитание ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей. Тип урока: урок-размышление. Вид урока: комментированное чтение с ассоциативным рисованием. Межпредметные связи: эстетика, тема: «Жи ...