Цель, задачи, методы и организация исследования

Новая педагогика » Роль мотивационных факторов в выборе профессии у школьников » Цель, задачи, методы и организация исследования

Страница 1

Для изучения роли мотивационных факторов выбора профессии у старшеклассников в выборе профессии на базе МОУ "Викуловская коррекционная школа-интернат" был проведен эксперимент.

.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап - диагностика сформированности внутренних мотивационных факторов выбора профессии школьников.

2 этап - работа по изучению роли мотивационных факторов выбора профессии школьников.

3 этап - анализ результатов исследования роли мотивационных факторов выбора профессии школьников.

Для выявления сформированности внутренних мотивационных факторов выбора профессии школьников использовались следующие критерии:

познавательный интерес;

самооценка склонностей к профессиональным сферам деятельности и профессиональной направленности личности;

сформированность профессионального плана.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников старшеклассников: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.

Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.

Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно.

С целью определения сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников мы использовали методики: “Карта интереса” (по А.Е. Голомштока), “Дифференциально-диагностический опросник” (по Е.А. Климову).

Рассмотрим результаты диагностического этапа эксперимента.

“Карта интереса” (по А.Е. Голомштока).

Вопросы данной методики касаются отношения к различным направлениям деятельности. Если старшекласснику нравится делать то, о чем говориться в опроснике, то в бланке ответов рядом с номером вопроса ставят плюс, если не нравится - минус. Вопросы к данной методике представлены в приложении 2.

Обработка результатов. Десять колонок в бланке - это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

физика и математика;

химия и биология;

радиотехника и электроника;

механика и конструирование;

география и геология;

литература и искусство;

история и политика;

педагогика и медицина;

предпринимательство и домоводство;

спорт и военное дело.

Необходимо подсчитать число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это - необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие - способности, или профессионально важные качества. Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.

Анализ результатов:

ярко выраженный интерес или высокий

Механика и конструирование - 21% Сфера обслуживания - 21%

средний интерес

Сфера обслуживания - 62% География - 52% Спорт и военное дело - 50%

Механика и конструирование - 40% Биология - 38% Медицина - 40%

Радиотехника и электроника - 38%

низкий интерес

Физика и математика - 59% Филология - 55% История и политика - 53%

Педагогика - 40% Химия - 36%

интерес не выражен

Искусство - 50% История и политика - 33% Педагогика - 34% Химия - 22%

Результат диагностики позволил выявить уровень профессионального интереса учащегося, так как профессиональный интерес у подростков формируется на основе имеющихся интересов и тесно взаимосвязанных друг с другом, которые позволяют построить прогноз успешности обучения в одной из профессиональной сферы деятельности. По результатом выявленного познавательного интереса попытаемся определить или сделать прогноз профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Понятие о технологии педагогического общения
Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания) имеющее определённые педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а так же на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися вн ...

Предметная неделя
Все чаще в школах проводятся предметные недели – «своеобразные праздники науки, подводящие итоги всей внеклассной работы по предмету за продолжительный период», которые характеризуются как «комбинированная» форма внеурочной работы. Предметная неделя целенаправленно привлекает внимание учащихся к определенной области знаний, показывает их успехи в её изучении. Она объединяет различные формы внекла ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru