Для изучения роли мотивационных факторов выбора профессии у старшеклассников в выборе профессии на базе МОУ "Викуловская коррекционная школа-интернат" был проведен эксперимент.
.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап - диагностика сформированности внутренних мотивационных факторов выбора профессии школьников.
2 этап - работа по изучению роли мотивационных факторов выбора профессии школьников.
3 этап - анализ результатов исследования роли мотивационных факторов выбора профессии школьников.
Для выявления сформированности внутренних мотивационных факторов выбора профессии школьников использовались следующие критерии:
познавательный интерес;
самооценка склонностей к профессиональным сферам деятельности и профессиональной направленности личности;
сформированность профессионального плана.
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников старшеклассников: низкий, средний и высокий.
Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.
Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.
Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно.
С целью определения сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников мы использовали методики: “Карта интереса” (по А.Е. Голомштока), “Дифференциально-диагностический опросник” (по Е.А. Климову).
Рассмотрим результаты диагностического этапа эксперимента.
“Карта интереса” (по А.Е. Голомштока).
Вопросы данной методики касаются отношения к различным направлениям деятельности. Если старшекласснику нравится делать то, о чем говориться в опроснике, то в бланке ответов рядом с номером вопроса ставят плюс, если не нравится - минус. Вопросы к данной методике представлены в приложении 2.
Обработка результатов. Десять колонок в бланке - это десять возможных направлений профессиональной деятельности:
физика и математика;
химия и биология;
радиотехника и электроника;
механика и конструирование;
география и геология;
литература и искусство;
история и политика;
педагогика и медицина;
предпринимательство и домоводство;
спорт и военное дело.
Необходимо подсчитать число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это - необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие - способности, или профессионально важные качества. Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.
Анализ результатов:
ярко выраженный интерес или высокий
Механика и конструирование - 21% Сфера обслуживания - 21%
средний интерес
Сфера обслуживания - 62% География - 52% Спорт и военное дело - 50%
Механика и конструирование - 40% Биология - 38% Медицина - 40%
Радиотехника и электроника - 38%
низкий интерес
Физика и математика - 59% Филология - 55% История и политика - 53%
Педагогика - 40% Химия - 36%
интерес не выражен
Искусство - 50% История и политика - 33% Педагогика - 34% Химия - 22%
Результат диагностики позволил выявить уровень профессионального интереса учащегося, так как профессиональный интерес у подростков формируется на основе имеющихся интересов и тесно взаимосвязанных друг с другом, которые позволяют построить прогноз успешности обучения в одной из профессиональной сферы деятельности. По результатом выявленного познавательного интереса попытаемся определить или сделать прогноз профессиональной деятельности.
Похожие статьи:
Процесс реализации социально-педагогической технологии
Реализация социально-педагогической технологии представляет собой определенный процесс деятельности. Слово процесс (от лат. processus) означает "прохождение, продвижение". В научном плане под процессом понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение. Выбор социально-педагогической ...
Особенности возраста младшего подростка
Период развития ребенка 10-13 лет принято считать младшим подростковым возрастом. Именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное психофизическое развитие ребенка и перестройка его социальной активности. Мощные сдвиги, которые происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Поэтому данный возраст богат драматическими пережива ...