- объединение в одну науку, теорию или в научную систему нескольких сфер, что находятся на описательно-эмпирическом уровне и развиваются относительно самостоятельно, обособленно между собой. При этом они становятся специфическими разделами данной научной системы;
- взаимодействие развитых фундаментальных наук, которые находятся на теоретическом уровне, вследствие чего возникает определённая научная картина мира;
- взаимосвязь между теоретическими дисциплинами и научными картинами мира на основе обобщённых логических, математических и др. методов;
- взаимодействие различных конкретных сфер знаний и научных картин мира с философскими идеями и принципами, взаимосвязь конкретных наук с философией.
В зависимости от интегрированных факторов выделяют предметную интеграцию (направлена на исследование определённого сложного объекта или явления, комплексной проблемы) и интеграцию по методу (когда общий метод или общенаучный принцип исследования применяется для решения конкретной проблемы познания различных объектов).
Рассмотрим четыре уровня интеграции научного знания.
На интрадисциплинарном уровне процессы интеграции происходят в пределах отдельных наук – общественных, природоведческих. В их основе лежат определённые принципы математической логики, статистики и пр. Для этих процессов характерным является то обстоятельство, что в одной конкретной дисциплине могут одновременно находить проявление результаты и методы исследования других научных дисциплин. Например, биологические процессы изучают при помощи физики, химии.
Интердисциплинарные связи подтверждают органическое единство мира. Они приводят к стиранию граней между обособленными друг от друга науками. В современных условиях связи между науками на данном уровне осуществляются по таким направлениям:
Интердисциплинарные связи подтверждают органическое единство мира. Они приводят к стиранию граней между обособленными друг от друга науками. В современных условиях связи между науками на данном уровне осуществляются по таким направлениям:
- в середине каждой из трёх сфер наук (в общественных – социальная психология, социолингвистика, историческая демография; в природоведческих – биофизика, физическая химия, биоклиматология);
- в пределах двух сфер наук (между природоведческими и техническими науками – биомеханика; между природоведческими и общественными науками – историческая география);
- в пределах трёх сфер наук (между природоведческими, техническими и общественными науками – экология, биотехнология и пр.);
- в виде групп дисциплин, связанных с математизацией научного познания (социометрия, психометрия и пр.).
Супрадисциплинарный уровень интеграции характеризуется высоким уровнем обобщения. Процессы на этом уровне заключаются в интеграции научного познания на основе обобщения и абстракции, что имеет огромное значение для отдельных наук (использование системного подхода, теории функций и множества моделей и пр.).
На трансдисциплинарном уровне осуществляется интеграция научных понятий, теорий, методов в философских концепциях. Эти принципы пронизывают собой всё больше отраслей научного познания. Являясь наукой про наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Материалистическая диалектика даёт возможность понять единство и развитие всего мира, объединить разрозненные картины мира, создаваемые отдельными науками в целостный образ.
Механизм интеграции научных знаний обусловлен диалектико-материалистическим соотношением форм движения материи, совпадением логического и исторического. Действие механизма интеграции может происходить в различных процессах. Что касается синтеза научных знаний, существуют четыре формы действия механизма интеграции:
Похожие статьи:
Процесс реализации социально-педагогической технологии
Реализация социально-педагогической технологии представляет собой определенный процесс деятельности. Слово процесс (от лат. processus) означает "прохождение, продвижение". В научном плане под процессом понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение. Выбор социально-педагогической ...
Межпредметные связи как фундамент систематизации научных знаний
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность примен ...