- объединение в одну науку, теорию или в научную систему нескольких сфер, что находятся на описательно-эмпирическом уровне и развиваются относительно самостоятельно, обособленно между собой. При этом они становятся специфическими разделами данной научной системы;
- взаимодействие развитых фундаментальных наук, которые находятся на теоретическом уровне, вследствие чего возникает определённая научная картина мира;
- взаимосвязь между теоретическими дисциплинами и научными картинами мира на основе обобщённых логических, математических и др. методов;
- взаимодействие различных конкретных сфер знаний и научных картин мира с философскими идеями и принципами, взаимосвязь конкретных наук с философией.
В зависимости от интегрированных факторов выделяют предметную интеграцию (направлена на исследование определённого сложного объекта или явления, комплексной проблемы) и интеграцию по методу (когда общий метод или общенаучный принцип исследования применяется для решения конкретной проблемы познания различных объектов).
Рассмотрим четыре уровня интеграции научного знания.
На интрадисциплинарном уровне процессы интеграции происходят в пределах отдельных наук – общественных, природоведческих. В их основе лежат определённые принципы математической логики, статистики и пр. Для этих процессов характерным является то обстоятельство, что в одной конкретной дисциплине могут одновременно находить проявление результаты и методы исследования других научных дисциплин. Например, биологические процессы изучают при помощи физики, химии.
Интердисциплинарные связи подтверждают органическое единство мира. Они приводят к стиранию граней между обособленными друг от друга науками. В современных условиях связи между науками на данном уровне осуществляются по таким направлениям:
Интердисциплинарные связи подтверждают органическое единство мира. Они приводят к стиранию граней между обособленными друг от друга науками. В современных условиях связи между науками на данном уровне осуществляются по таким направлениям:
- в середине каждой из трёх сфер наук (в общественных – социальная психология, социолингвистика, историческая демография; в природоведческих – биофизика, физическая химия, биоклиматология);
- в пределах двух сфер наук (между природоведческими и техническими науками – биомеханика; между природоведческими и общественными науками – историческая география);
- в пределах трёх сфер наук (между природоведческими, техническими и общественными науками – экология, биотехнология и пр.);
- в виде групп дисциплин, связанных с математизацией научного познания (социометрия, психометрия и пр.).
Супрадисциплинарный уровень интеграции характеризуется высоким уровнем обобщения. Процессы на этом уровне заключаются в интеграции научного познания на основе обобщения и абстракции, что имеет огромное значение для отдельных наук (использование системного подхода, теории функций и множества моделей и пр.).
На трансдисциплинарном уровне осуществляется интеграция научных понятий, теорий, методов в философских концепциях. Эти принципы пронизывают собой всё больше отраслей научного познания. Являясь наукой про наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Материалистическая диалектика даёт возможность понять единство и развитие всего мира, объединить разрозненные картины мира, создаваемые отдельными науками в целостный образ.
Механизм интеграции научных знаний обусловлен диалектико-материалистическим соотношением форм движения материи, совпадением логического и исторического. Действие механизма интеграции может происходить в различных процессах. Что касается синтеза научных знаний, существуют четыре формы действия механизма интеграции:
Похожие статьи:
Проведение внеклассного мероприятия на тему: "Конституция РФ"
12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года, и с тех пор День Конституции является одним из самых важных государственных праздников России. Конституция является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов. Со времени первого принятия в Ко ...
Образовательные цели
изучения темы в школьном курсе математики. Общее понятие величины. Пример
построения теории величин
Программа 1981г. (базисная) следующим образом определяет содержание темы по классам: · -начальная школа: примеры величин (длина, площадь, масса, стоимость); единицы их измерения; примеры зависимостей между величинами(путем, скоростью и временем; площадью и длинами сторон прямоугольника и т. д.); · -в 5-6 классах: примеры величин(длина, площадь, объем, градусная мера угла); единицы измерения длин, ...