Интеграция научного познания

Страница 5

Поясним, что мир, про который у человека должны сформироваться определённые представления, это мир разнообразных материальных созданий (явлений, вещей, объектов) и мир людей. Однако, при этом важно определиться с чего начинать ознакомление детей с окружающим миром. На это дают ответ обобщённые научные постулаты типа: «В капле воды отпечатывается весь океан», «Микрокосм – это макрокосм в миниатюре», - клетка содержит в себе все необходимые причины зарождения целого организма». Первичным объектом научного познания должен быть предмет, явление и их совокупность, которые должны выступать центром, что порождают у субъекта обучения целостность их познания. А целостность, как структурная организация вещи и целостность как способ её постижения субъектом является определяющей характеристикой интегрированного подхода.

На психологическом уровне видения предмета все его составляющие отражаются в сознании субъекта как система определённых качеств, свойств и характеристик, которые, находясь в определённых отношениях между собой, порождают новое функциональное качество, т.е. интегративную сущность.

Решающая роль в отсутствии целостного понимания учащимися предметов и явлений принадлежит тому научному подходу, который традиционно сложился в нашей познавательной культуре. Наука, которая стремилась познать глубинные законы и закономерности окружающего мира, обязана была дифференцироваться, вычленивши отдельные предметы познания. Такой методологический подход был прямо перенесён в построение образовательного процесса. Учебные дисциплины однозначно отвечали конкретным наукам. При этом любой предмет как целостное образование разрывается на отдельные «куски», которые не согласованно и изолированно изучаются в различных учебных курсах. Интегрировать же самостоятельно эти разрозненные знания в самостоятельную систему ученик объективно не может, поэтому и говорить о качестве целостного научного мировоззрения не приходится. В лучшем случае у школьника могут сформироваться различные мировоззрения без необходимой внутренней связи между ними.

Образно говоря, ученик относительно какого-либо предмета, например, берёзы, должен выступить в роли садовника (владея конкретными биологическими знаниями, касающимися присмотра за этим растением), в роли химика (владея конкретными химическими знаниями о росте этого растения), в роли физика (владея конкретными физическими знаниями о функционировании этого дерева), в роли географа (владея конкретными географическими знаниями об ареале распространения растения), в роли технолога (владея определёнными знаниями о качестве древесины берёзы), в роли художника (умея передать эстетические признаки берёзы).

Вот такое понимание учащимся этого объекта и выступает полноценной единицей его целостной картины мира.

И так, введение интеграционной системы, не отвергающей дифференциацию в обучении, а дополняющую её, может в реальной степени, чем традиционное попредметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного молодого человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Похожие статьи:

Стадии педагогического общения и технология их реализации
Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка). Отсюда и его стадии: 1 стадия - моделирование педагогического общения связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отд ...

Технологии используемые мной в экспериментальном кружке «Тесто-пластика»
Отношения детей инвалидов и здоровых детей очень тревожат меня. И в качестве эксперимента летом 2008 года я работала педагогом дополнительного образования в Санаторно-лесной школе №7. В ходе эксперимента я отследила особенности творческих работ детей и выявила результат эффективной работы кружка «Тесто-пластика». Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, так как век ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru