Слово конфликт означает столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; распря, разногласие спор, грозящий осложнениями. Впервые теорию конфликтов разработал Г. Гегель, естественно, с точки зрения философии. В психологии под конфликтами понимают одновременное действие противоположных тенденций, мотивов и интересов. Одни из них обусловлены социально-экономическими противоречиями, системой общественных отношений, другие – психологическими особенностями личности, ее поведением, устремлениями.
Конфликты бывают парными, межгрупповыми, скрытыми и открытыми, случайными и преднамеренными, внутри- и межличностными. Среди преподавателей и студентов преобладают внутри- и межличностные конфликты.
Внутриличностный конфликт – это внутренняя борьба мотивов. Выбор цели и поведения. Павлов определял его как столкновение противоположных импульсов, каждый из которых идет от коры головного мозга. Внутреннее побуждение приказывает поступать так, а человек заставляет себя делать нечто противоположное. Ибо этого требует логика поведения. Внутриличностный конфликт может быть созидательным, например, если он возникает в процессе творческой работы: на стадии формирования творческого замысла, во время его реализации или после достижения каких-либо результатов. Чувство неудовлетворенности заставляет человека искать лучший вариант решения проблемы. Когда он найден, конфликт разрешается.
Но бывает и разрушающий внутриличностный конфликт. Он возникает, если человек долго не может найти удовлетворяющего решения его проблемы. Можно и неверно оценить свои способности, поставить перед собой цель, которая окажется не по зубам. Такого человека ждут разочарования, недовольство собой, повышенная раздражительность, угнетающая неуверенность. Словом, отрицательные эмоции. Длительное пребывание в таком состоянии ведет к неврозам и более сложным психическим заболеваниям. Симптомы внутриличностного конфликта: повышенная психическая напряженность, эмоциональная возбудимость, неудовлетворенность собой, чувство обиды.
При межличностных конфликтах сталкиваются интересы личностей, их взгляды, нормы поведения, отношение к тем или иным ситуациям. Есть люди, которые очень любят выискивать чужие ошибки и неточности, видимо, таково свойство их природы. Ошибки руководителя и коллег доставляют им явное удовольствие. Они часто являются инициаторами межличностного конфликта. Симптомы межличностного конфликта: крайне обостряется распространяющаяся на все области взаимоотношений психическая напряженность, искажается адекватное понимание мыслей и поведения друг друга, каждый стремится оправдаться в собственных глазах, защитить цельность своего “я”, прислушивается к собственным переживаниям без малейшего желания поставить себя на место другого, найти компромисс. Суждение о противнике самое категоричное, случайное и обобщенное. При межличностном конфликте нарушается необходимый для творческих людей контакт. Личная неприязнь распространяется на деловые отношения. В организме при этом наблюдаются самые разнообразные отклонения: перестраивается нейроэндокринный аппарат, учащается пульс, повышается. А/Д, что может привести к сердечнососудистым и нервным заболеваниям.
Причины конфликтов условно подразделяют на организационно-творческие, личностные и поведенческие. Организационно-творческие порождаются слабой организацией труда, стилем общения. Игнорированием коллектива. Известно, что кто хочет работать, ищет способы, а кто не хочет, предлог этого не делать. Как показывает практика, конфликты неизбежны там, где:
- нет перспективы творческого роста,
- не уточнены функциональные обязанности,
- установлены непродуманные и нереальные нормы работы и критерии оценки труда,
- не разработаны системы морального и материального поощрения.
- отсутствует необходимая для работы и учебы информация,
Все это нарушает спокойствие человека. В.А. Сухомлинский отмечал: “Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные товарищеские отношения, отсутствие раздражительности. Без душевного равновесия невозможно нормально работать; там, где нарушается это равновесие, жизнь коллектива превращается в ад”
Ситуативные предпосылки для конфликтов:
- чувство неуверенности и неопределенности реализации своих возможностей,
- недостаточная или искаженная информация,
- непризнание коллег,
- отрицательная реакция на сложившуюся ситуацию.
Известно, что нельзя предъявлять одинаковые требования и подходы ко всем людям. Ибо в силу их темперамента, в основе которого лежит тип деятельности нервной системы, они по-разному будут реагировать на то или иное требование или подход. Так, у энергичного, подвижного человека может возникнуть конфликт в ситуациях: жесткой дисциплины, монотонной деятельности или вынужденного одиночества. У ригидного же человека, склонного к пониженному настроению, конфликт может быть вызван ситуациями, требующими бурной деятельности, изменениями в привычном образе мышления, быстрой и частой сменой деятельности.
Похожие статьи:
Особенности педагогического общения в вузе
Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция вуза - формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского педагогического общения в звене "преподаватель - студент" качественно отличается от школьного самим фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительно ...
Особенности физического развития и двигательных нарушений детей младшего
школьного возраста с нарушениями зрения
Физическое воспитание детей с нарушениями зрения является важной составной частью воспитания. Оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности. Одной из важнейших задач физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недост ...