Для решения задач исследования и проверки гипотезы были использованы методы исследования, которые определялись в соответствии с критериями необходимости и достаточности. Состав методов можно условно разделить на три группы: теоретические, эмпирические, методы статистической обработки.
В состав группы теоретических методов вошли: библиографический поиск, изучение и системный анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы, материалов научно-практических конференций и Интернет-ресурсов по изучаемой проблеме исследования; анализ учебно-методической документации (государственных образовательных стандартов, нормативных документов, планов, программ профессиональной подготовки), определяющей направление и технологии реализации образовательного процесса в условиях учебно-воспитательной деятельности с трудными подростками; обобщение опыта работы, сравнение, систематизация, описание полученных результатов, планирование, метод научной редукции, теоретического и логического моделирования.
Группу эмпирических методов составили: педагогическое наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование, собеседование, экспертный метод, изучение и анализ документации, педагогический эксперимент.
В группу методов статистической обработки вошли описательная статистика, корреляционный и факторный анализы результатов эксперимента. Метод описательной статистики использовался для получения количественных характеристик результатов измерений: средней арифметической () и ее стандартной ошибки (
), среднего квадратического отклонения (
). С целью определения формы и направленности взаимосвязей между показателями внутри компонентов использовался метод корреляционного анализа. Для установления зависимостей изменений компонентов готовности, (информационного, операционального, мотивационного), влияния их друг на друга проводился факторный анализ.
В ходе проведения исследования использовались: опрос, анкетирование, наблюдение, обобщение опыта работы (своего и преподавателей кафедр реабилитологии, физической культуры). В проведении анкетирования принимали участие студенты, учителя школ физкультурных специальностей, преподаватели факультета адаптивной физической культуры филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, преподаватели Государственного педагогического университета г. Арзамаса, преподаватели государственного педагогического университета г. Нижнего Новгорода, Нижегородского института развития образования.
Изучение уровня знаний, уровня мотивации и уровня владения способами деятельности будущих специалистов физической культуры факультета университета в области учебно-воспитательной деятельности с трудными подростками осуществлялось с использованием методики, разработанной В.Т.Чичикиным (1995).
Выявлялись уровни информационного (ИК), мотивационного (МК), операционального ОК) компонентов и рассчитывался интегральный показатель (ИК) готовности студентов, которые позволили дать характеристику их физкультурной и психолого-педагогической компетентности, сформированной в системе профессионального образования в условиях традиционного организационно-содержательного обеспечения учебного процесса. В тестировании приняли участие студенты 3-его, 4-ого курсов факультета адаптивной физической культуры Нижегородского филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела.
Для оценивания информационного компонента готовности студентов были разработаны специальные тестовые задания в соответствии с четырьмя уровнями проявления знаний: воспроизведения (В), стандартного оперирования СО), аналитико-синтетического (А-С), творческого (Т). Содержание вопросов для контроля знаний строилось на основе теоретического содержания программ учебных дисциплин: педагогики, психологии, теории и методики физической культуры. Формулировка вопросов осуществлялась с учетом их информационной емкости, которая определялась экспертным способом на основе выявления их диагностической ценности и трудности.
Похожие статьи:
Использование деловых игр в школе
Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например: «Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности ...
Диктант как метод формирования орфографической зоркости
Орфографическая зоркость – способность пишущего видеть орфограммы в тексте. Ее не следует смешивать со зрительной памятью и зрительным восприятием. Умение видеть орфограммы достигается долгой тренировкой. Развитию орфографической зоркости способствуют диктанты. Диктант – это один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение п ...