Преимущественное значение коэффициента весомости мотивационного компонента соответствует приоритетности мотивации в любой деятельности по отношению к информационному и операциональному компонентам готовности педагога физической культуры. Указанная приоритетность признается во всех психолого-педагогических публикациях по проблемам деятельности [Чичикин В.Т., Маркова, Фридман, Сластенин]. Знания являются основанием для эффективной реализации способов деятельности, поэтому информационный компонент имеет некоторое преимущество по отношению к операциональному компоненту готовности.
Среднее значение показателя интегрального качества готовности по группе тестируемых студентов равно 0,17. Данное число является интегративным, обобщенным показателем качества готовности оцениваемых субъектов педагогической деятельности. С учетом того, что ПИК изменяется от 0 до 100, с нахождением значений с точностью до сотой, условно можно охарактеризовать качество профессиональной готовности по занимаемому месту в классификационном ряду от 1 (худшее) до 100 (лучшее). При расчете индивидуальных показателей качества, было выявлено, что 91% исследуемых имеют значение от 0,08 до 0,22 в классификационном ряду; 8,9% студентов имеют значение от 0,34 до 0,42.
Это обстоятельство указывает на то, что показатели интегрального качества готовности будущих педагогов оцениваются как критические. Очевидна необходимость их повышения. Одним из путей повышения готовности, на наш взгляд, является оптимизация содержания теоретического обеспечения в процессе профессиональной подготовки студентов за счет введения интегрированного специального курса.
Для выявления зависимостей формирования уровней каждого из компонентов готовности будущих специалистов, влияния их друг на друга был проведен факторный анализ на основе компьютерной программы "Statistica 6.0" [А.А.Халафян]. Были выделены факторы, определяющие меру профессиональной готовности к воспитательной деятельности с трудными подростками имеющие собственные числа, по величине близкие к единице. Эти факторы связаны с информационным, операциональным компонентами и интегральным показателем готовности.
Из данных, представленных в таблице следует, что по оказываемому влиянию на уровень готовности будущего педагога ведущую роль имеют знания на стандартном уровне оперирования. Второй фактор характеризует влияние на готовность будущего педагога величины интегрального показателя. Третий фактор характеризует влияние аналитико-синтетического уровня проявления знаний. Четвертый фактор – владение знаниями на уровне воспроизведения.
Таблица
Результаты факторного анализа
№ |
Показатели |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
ИК воспроизведения |
0,604055 |
0,373454 |
2. |
ИК стандартного оперирования |
0,0930845 |
0,196826 |
3. |
ИК аналитико-синтетический |
0,851442 |
0,324573 |
4. |
ИК творческий |
-0,318637 |
0,191456 |
5. |
ИПЗ (интегральный показатель знаний) |
0,916569 |
0,339407 |
6. |
ОК в процессе обучения |
0,222148 |
0,954783 |
7. |
ОК в процессе воспитания |
0,258756 |
0,941576 |
8. |
ОК общий |
0,242004 |
0,962472 |
9. |
МК |
0,432872 |
0,195396 |
Похожие статьи:
Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития
«высших компетентностей»
Современный анализ метода проектов, с нашей точки зрения, не может обойти концепцию «высших компетентностей» Дж. Равена и его анализ передовой педагогической практики. К сожалению, основные педагогически ориентированные работы Равена не переведены на русский язык, однако мы уже «имеем под рукой» две его книги. Дадим слово самому автору при кратком изложении его одной из основных педагогических ра ...
Уровень цветного восприятия у детей старшей возрастной группы
Уровень цветного восприятия у детей старшей возрастной группы достаточно высок: дети передают наиболее характерный цвет предметов (солнце желтое, трава зеленая и т.д.), видят нюансы и изменение цвета при изображении предметов (природа в разное время года). Однако, рисуя, обычно пользуются одними и теми же карандашами и красками, не стремясь и не умея создавать новые цвета и оттенки, почти не испо ...