Студенты экспериментальной группы обучались на основе модели-системы, разработанной нами. Содержание модели рассматривается ниже по тексту. Студенты контрольной группы занимались по программам в рамках реализации образовательного процесса по отдельным специальным дисциплинам, где проблема работы с трудными подростками обсуждалась вне интеграции и частично (педагогика, психология).
Целью проведенного эксперимента была апробация модели организационно-содержательного обеспечения по формированию готовности будущих педагогов физической культуры к учебно-воспитательной деятельности с девиантными подростками в условиях образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, сферы досуговой деятельности.
В организации процесса формирования готовности будущих специалистов в сфере физической культуры мы опирались на общетеоретические принципы образовательной деятельности (О.С. Анисимов, В.П. Беспалько, В.А. Глуздов, Л.В. Загрекова, Ю.С. Мануилов, А.М. Моисеев, В.В. Николина, И.В. Павлова, Ф.В. Повшедная, А.А. Черных, В.Т. Чичикин) [17, 26, 27, 55, 67, 104, 106, 115, 125, 157, 162, 171]. Учитывая мнение и опыт основной части исследователей, нами выделены такие принципы, как интегративности, принцип гуманистической направленности, системности и принцип развивающего обучения.
Принцип системности можно соотнести с принципом научности. Реализация принципа предполагает формирование знаний в системе, имеющей смыл для обучающегося, позволяющей выйти за рамки профессиональной деятельности, т.е. метамасштабный уровень представлений (Б.С.Гершунский Философия образования ).
Принцип развивающего обучения предполагает достижение задаваемого уровня обучаемым, формирование способности к саморазвитию в дальнейшем. В реализации данного принципа были определены два направления деятельности. Первое направление решало задачи развития имеющихся знаний в сфере физической культуры, психологии, педагогики. Второе направление решало задачи усвоения новых знаний для получения оптимального результата.
Принцип интегративности системы подготовки специалиста определяет эволюцию ориентаций в подготовке специалистов. Ее можно охарактеризовать как переход от суммарной, локально-системной, профильной организации подготовки к интеграции компонентов, направлений, подходов с приоритетом в развитии творческого потенциала (49Теоретические основы содержания ,53 Целевая интенсивная подготовка). В содержательном обеспечении теоретической подготовки студентов к учебно-воспитательной деятельности с подростками девиантного поведения принцип интеграции предполагает целесообразное соотношение состава тем, средств и форм обучения. Интеграция процессуального обеспечения связывается с преемственностью и непрерывностью процесса обучения, отношением компонентов системы обучения в пространстве (когда) и времени (сколько).
Названные принципы определили подходы к организации процесса готовности специалистов в сфере физической культуры к учебно-воспитательной деятельности с трудными подростками.
В настоящее время в системе образовательной подготовки студентов вузов используются четыре дидактические модели. Первая, традиционная модель используется в практике профессиональной подготовки во всех образовательных областях. Суть модели составляет использование специально выделяемых в рамках учебного расписания - лекций и практических (семинарских) занятий. Средства, используемые для представления информации, могут быть от устного сообщения – до мультимедиа презентаций. Излишнюю абстрактность информации, которая затрудняет использование ее в практической физкультурно-педагогической деятельности, можно отнести к относительным недостаткам этой модели.
Сочетание информационного сообщения (по теоретическим вопросам планируемой темы) с практикой двигательной активности составляет сущность второй модели. Количество, продолжительность информационного сообщения определяются на основе содержания темы, вопросов этой темы, содержания физкультурного занятия и его места в их системе. Средства представления могут быть разнообразными. В процессе реализации данной модели происходит нарушение целостности представления информации, что является существенным недостатком.
Похожие статьи:
Роль грамматических навыков в овладении иноязычной деятельностью
Под грамматическим навыком подразумевается систематизированное действие по выбору модели адекватной речевой задачи в данной ситуации, правильно оформленным речевым единицам грамматического уровня, совершаемое в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности . Роль грамматического навыка в обучении английскому языку крайне важна, так как, научив школьников читать, ...
Остов перколяционного кластера
Мы обсуждаем теорию перколяции, используя образ "жидкости", смачивающей "поры" после ее впрыскивания в каком-либо одном узле. При таком подходе предполагается, что поры пусты и ничто не мешает жидкости заполнить любую пору. Этот процесс можно реализовать на практике, впрыскивая ртуть в пористый материал, из которого предварительно откачан воздух. Рассмотрим поры, образующие ре ...