Наши многолетние наблюдения показали, что студенты, получив разрозненную информацию в процессе прохождения отдельных дисциплин (педагогика, психология, теория физической культуры), испытывают затруднения в построении системы ориентирующих знаний, в их практической реализации. Интеграция представляемых знаний и способов воспитательной деятельности осуществляется, в большей мере, ситуативно, путем проб и ошибок.
Становится очевидной необходимость педагогического управления процессами интеграции специальных знаний, организации их в систему. Решение таких задач, с учетом возможностей педагогического управления образовательным процессом, может быть достигнуто, прежде всего, за счет введения специального курса, обеспечивающего систематизацию и интеграцию предметных знаний.
В связи с этим, в процессе обучения студентов по экспериментальной модели, нами предполагается использование принципов активизации учебно-познавательной деятельности. (Вербицкий, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, А.М. Смолкин ,Фридман Л.М.,): проблемности, контекстности, взаимообучения;
Принцип проблемности означает создание в мышлении проблемной ситуации, для решения которой студенту придется активно формировать новые знания, которые будут результатом его собственного труда. Принцип контекстности заключается в максимальном приближении учебно-познавательной деятельности к реальной в контексте воспитательной работы с трудными подростками. Принцип взаимообучения подчеркивает важность получения знаний от студентов по группе. Для этого мы применяли методы активного обучения (групповые дискуссии, метод проектов, проблемных ситуаций). Из факторов, побуждающих к активности, в обучении студентов мы использовали: творческий характер деятельности, состязательность, эмоциональное воздействие, педагогические игры. Примеры.
Одним из методов исследования был метод научной редукции, представляющий собой перенос, трансформацию подходов из одной научной области в другую. Научная редукция осуществлялась в выборе классификационных оснований в связи с реализацией системного подхода и положений теории деятельности, концептуальных ориентировок в разработке содержательного обеспечения профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры для работы с трудными подростками. Методы теоретического и логического моделирования позволили отработать методологические основания исследования, разработать подходы к определению содержания процесса формирования готовности к воспитательной деятельности с трудными подростками.
В ходе проведения диссертационного исследования были проведены два педагогических эксперимента. В период 2007 года был проведен первый констатирующий педагогический эксперимент. Длительность эксперимента составила один учебный год. В нем приняли участие студенты 3-х,4-х курсов факультета филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела.
В начале проведения констатирующего эксперимента были выявлены уровни готовности студентов (знаний, мотивации, способов деятельности) к учебно-воспитательной деятельности с подростками девиантного поведения.
В период 2008 г. был проведен преобразующий эксперимент, в ходе которого реализовывалась разработанная модель-система организационно-содержательного обеспечения процесса профессиональной подготовки студентов к деятельности с трудными подростками. В преобразующем эксперименте приняли участие 34 студента 3-го и 4-го курсов факультета адаптивной физической культуры филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела по специальности "Физическая культура для лиц с отклонениями в развитии "Адаптивная физическая культура": 17 человек в экспериментальной группе (13 юношей, 4 девушки) и 17 чел. в контрольной группе – 12 юношей, 5 девушек.
Похожие статьи:
Новые контрольные
действия, позволяющие охватить функциональные области жизнедеятельности школы
В настоящее время наблюдается стремление школ дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить новые функциональные области жизнедеятельности школы . Новыми видами контрольных действий, реализующих содержание контроля, являются: для контроля за образовательной подсистемой: разработка стандартов контроля: модели выпускника школы, моделей результатов образовательны ...
Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях
у детей дошкольного возраста
Дети в дошкольном возрасте получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, через книги и телевидение, в формирующейся учебной деятельности. Знания формируются как в стихийном познании природы, так и в процессе направленного умственного воспитания. Знания являются результатом умственного воспитания. Знания - это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, пон ...