В настоящее время проявляется тенденция увеличения количества детей и подростков с девиантным поведением (Л.С.Алексеева, Б.Н.Алмазов, С.А.Бадмаев, С.А.Беличева, И.П.Башкатов, Г.П.Бочкарева, А.Д.Гонеев, А.В.Мудрик, В.Н.Мясищев, М.И.Рожков, В.Г.Степанов ) Данное обстоятельство определяет важность и необходимость поиска возможностей управления воспитательным процессом детей и подростков с девиациями в поведении.
Среди факторов, оказывающих влияние на предупреждение и преодоление противоправного поведения детей и подростков, физической культуре отводится приоритетное место (В.В.Баженов, О.А.Борисова, А.А. Деркач, В.В.Дудоров, Н.И Дурманов,Т.Н., Жуков М.Н., Ю.И.Зотов, В.В.Коньков, В.Е.Крылова, В.И.Ляпкало, А.И.Михеев, И.А.Руцкой, Г.А.Селиванов, В.И.Сиваков, С.В.Якимович,). Исследователи подчеркивают, что физкультурная деятельность открывает реальные возможности и перспективы для решения задач нравственного, социально-культурного и эстетического воспитания.
По мнению специалистов, реализация таких возможностей может быть обеспечена, только в условиях оптимального педагогического воздействия. Готовность педагога физической культуры к результативной учебно-воспитательной деятельности с "трудными" детьми и подростками, с учетом ее особенностей, определяется реализацией системы профессиональной подготовки, ориентированной на такую деятельность. Тем не менее, в настоящее время содержание профессионального образования педагогов физической культуры не предусматривает системы специальной подготовки в этом направлении.
Анализ научно-методических публикаций показал, что в связи с попыткой решения обсуждаемых вопросов, имеются предложения (О.В. Андрюшина, А.Н. Анцута, Т.К. Болев, Е.Н. Быкова, О.С. Бычкова, Н.Г Зинчук, Н.Н.Иванов, В.А.Пятунин, Л.М.Рышкова, Н.Ф.Соснина). Представляемые данные, несомненно, являются важными в решении проблемы формирования готовности педагога физической культуры к учебно-воспитательной деятельности с подростками, имеющими отклонения в поведении. Однако, определяемая ими мера решения проблемы, позволяет констатировать тот факт, что проблема поставлена, но решена частично.
Основной причиной такого положения дел являются представления о возможности обеспечения профессиональной подготовки в этом направлении на основе "суммации" отдельно представляемых предметных знаний по педагогике, психологии, теории и методики физической культуры, без должной системы их интеграции. Анализ имеющихся публикаций по вопросам профессиональной подготовки педагогов физической культуры к работе с подростками, имеющими отклонения в поведении и обобщение опыта работы специалистов в этом направлении, позволяют отметить, что система такой подготовки не структурирована в должной мере и по этой причине не обеспечивает в необходимой мере социально задаваемую результативность профессионального образования.
С учетом высокой эффективности влияния занятий физической культурой и спортом в процессе коррекции девиантного поведения детей и подростков и недостаточной разработанностью организационно-содержательного обеспечения профессиональной подготовки в этом направлении, становится очевидной актуальность решения данной проблемы.
Недостаточная разработанность организационно-содержательного обеспечения профессиональной подготовки к работе с трудными подростками приводит в процессе профессиональной деятельности к нежелательному господству эмпиризма. Это не позволяет достичь социально потребного качества этой деятельности и разрешить целый ряд противоречий между:
- социальными потребностями воспитания трудных подростков и недостаточной результативностью профессиональной деятельности в этом направлении педагогов физической культуры;
- социально задаваемым направлением "работа с трудными подростками" профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры и недостаточно эффективными подходами по ее решению;
- необходимостью целостного подхода в содержательном обеспечении профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры к работе с трудными подростками и отсутствием такового в условиях его представления по информационно-предметным блокам, без существенных попыток выявления и реализации возможностей их интеграции.
Обозначенные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы теоретические основания и педагогические условия формирования готовности будущего педагога физической культуры к работе с трудными подростками в системе профессионального образования? Постановка проблемы определила направление нашего исследования. С учетом актуальности проблемы сформулирована тема настоящего диссертационного исследования: "Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками".
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать научно-методические основания, позволяющие повысить эффективность формирования готовности будущих педагогов физической культуры к работе с подростками, имеющими девиации в поведении, и тем самым содействовать оптимизации профессионального образования и профессиональной деятельности.
Объект исследования: профессиональная подготовка будущих педагогов физической культуры в вузе.
Предмет исследования: организационно-содержательное обеспечение процесса формирования готовности будущих педагогов физической культуры к учебно-воспитательной деятельности с трудными подростками.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование готовности будущего педагога физической культуры к работе с трудными подростками будет более эффективным, если:
- уточнена сущность готовности к профессиональной деятельности в этом направлении;
- определены возможности оценивания уровня готовности к работе с трудными подростками;
- ориентироваться на интегральный, межпредметный подход в формировании готовности;
- разработано содержательное обеспечение теоретического и практического разделов профессиональной подготовки в этом направлении, адекватных психолого-педагогическим основаниям профессиональной деятельности.
Рабочая гипотеза. Готовность специалиста физической культуры к учебно-воспитательной работе с подростками девиантного поведения является неотделимой частью процесса профессиональной подготовки студентов и может быть достигнута при наличии необходимого и достаточного уровня ее компонентов: информационного, мотивационного и операционального.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Обобщить теоретические и практические подходы к решению задач воспитания трудных подростков.
2. Осуществить анализ организационно-содержательного обеспечения профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры к работе с трудными подростками.
3. Разработать теоретически обоснованную модель системы организационно-содержательного обеспечения процесса формирования готовности студентов к воспитательной деятельности с трудными подростками.
4. Выявить эффективность разработанного организационно-содержательного обеспечения процесса формирования готовности будущих специалистов учебно-воспитательной деятельности с трудными подростками.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: базовые положения:
- общенаучных теорий: социализации (Б.Г. Ананьев, Л.А. Зеленов, В.В. Орлов, Д. Ритцер), систем (Р. Акофф, П.К. Анохин, В.А. Ганзен, Б.М. Кедров, Э.Г. Юдин), деятельности (Л.П. Буева, Н.Н. Волков, Л.А. Зеленов, М.С. Каган, А.Н.Леонтьев, В.Н.Сагатовский), управления (Ю.Ю. Екатеринославский, М. Марков, Н. Стефанов, А.А. Ченцов);
- частно-научных (психолого-педагогических) теорий развития, образования, обучения, воспитания (Ю.К. Бабанский, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, В.В. Гузеев, В.В. Давыдов, М.В. Кларин, В.С. Краевский, Ю.А.Лебедев, В.А.Леднев, В.А.Сластенин, Л.В.Филиппова );
- частно-предметных теорий (О.А. Абдулина, К.Я. Вазина, М.Я. Виленский, С.В. Дмитриев, Л.В. Загрекова, Н.М. Зверева, Л.И., В.А. Кручинин, Лубышева, В.В. Николина, Ф.В. Повшедная, В.Т. Чичикин).
Теоретические основы исследования составили:
- теория профессионально-педагогического образования (А.П. Беляева, К.Я. Вазина, Л.В. Загрекова, Н.М. Зверева, В.В. Краевский, В.С. Леднев, В.В. Николина, В.А. Сластенин);
- работы по теории физической культуры (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, В.И. Григорьев, С.В. Дмитриев, Ю.Д. Железняк, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, М.В.Сахарова, В.Т. Чичикин).
- основы психологии, педагогики, работы по теории педагогики и методике физического воспитания (А.Г. Алферов, О.А. Атяшев, Н.А. Баженова, В.П. Косихин, С.Н. Шестобитова).
В соответствие с задачами исследования в работе были использованы методы: теоретические, эмпирические, методы статистической обработки.
В состав группы теоретических методов вошли: библиографический поиск, изучение и системный анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы, материалов научно-практических конференций и Интернет-ресурсов по изучаемой проблеме исследования; анализ учебно-методической документации (государственных образовательных стандартов, нормативных документов, планов, программ профессиональной подготовки), определяющей направление и технологии реализации образовательного процесса в условиях учебно-воспитательной деятельности с подростками, имеющими девиации в поведении; обобщение опыта работы, сравнение, систематизация, описание полученных результатов, планирование, метод научной редукции, теоретического и логического моделирования.
Группу эмпирических методов составили: педагогическое наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование, собеседование, экспертный метод, изучение и анализ документации, педагогический эксперимент, осуществленный в ходе проведения исследования.
В группу методов статистической обработки вошли количественные: описательная статистика и методы математического анализа: факторный анализ, корреляционный анализ.
Основные категориальные понятия исследования. Ведущими категориями исследования являются следующие понятия: "девиантное поведение", "коррекционно-педагогическая деятельность", "физическая культура", "готовность к воспитательной деятельности с подростками, девиантного поведения", "организационно-содержательное обеспечение формирования готовности к воспитательной деятельности с подростками девиантного поведения в системе высшего профессионального образования студентов".
"Девиантное поведение" - система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы поведения, психического здоровья, права, культуры или морали (И.С.Кон).
"Коррекционно-педагогическая деятельность" - часть социально-педагогического процесса, который направлен на выявление подростков с девиантным поведением, диагностику причин, условий их отклонений в поведении, разработку общепедагогических, специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка. Автор
"Физическая культура" – часть культуры, представляющая совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (Федеральный Закон РФ от 04.12.07г. № 329 "О физической культуре и спорте в РФ).
"Готовность к воспитательной деятельности с трудными подростками" - это интегральное, личностное, структурное образование, характеризующееся целостным взаимодействием и взаимопроникновением мотивационного, информационного и операционального компонентов, ориентирующее на достижение позитивно-активного отношения к деятельности с данными подростками и обеспечение ее результативности.
"Организационно-содержательное обеспечение формирования готовности к воспитательной деятельности с подростками девиантного поведения в системе высшего профессионального образования студентов" - представляет собой моделирование системы процесса формирования готовности специалистов физической культуры при помощи метода научной редукции и учета особенностей воспитательной деятельности с трудными подростками.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Совокупность полученных результатов содержит решение актуальной научно-практической проблемы – формирование готовности будущего педагога физической культуры к воспитательной деятельности с подростками девиантного поведения.
2. Разработаны теоретико-методические основы организационно-содержательного обеспечения процесса формирования готовности будущего педагога физической культуры к работе с подростками девиантного поведения.
3. Апробированы подходы диагностирования уровня готовности будущего педагога физической культуры к воспитательной деятельности с подростками девиантного поведения.
4. Выявлены определяющие условия формирования готовности к работе с подростками, имеющими девиации в поведении, к которым относятся: реализация интегрального, междисциплинарного подхода содержательного обеспечения процесса профессиональной подготовки; соразмерное формирование всех компонентов готовности – информационного, операционального, мотивационного.
5. Получены позитивные данные о динамике готовности будущих педагогов физической культуры как результат реализации предложенной системы формирования.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:
- осуществлены систематизация и структуризация имеющихся теоретических оснований, что позволило расширить и специфицировать представления о формировании готовности будущих специалистов к работе с подростками девиантного поведения в системе профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры. Результаты исследования позволяют смоделировать и реализовать педагогические, технологические и образовательные программы профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры.
- расширено представление о возможностях формирования готовности будущих педагогов физической культуры к работе с подростками девиантного поведения.
- выявлены особенности формирования готовности к работе с подростками девиантного поведения.
- уточнены представления о содержании теоретического, практического и технологического обеспечения процесса формирования готовности будущих педагогов физической культуры к работе с подростками девиантного поведения.
Практическая значимость исследования:
Внедрение результатов исследования определило решение одной из актуальных проблем современного общества, как предупреждение и профилактика правонарушений, безнадзорности и преступлений несовершеннолетними. На основе проведенного исследования был разработан авторский курс "Современные педагогические технологии физкультурно-спортивной деятельности с трудными подростками", который используется в образовательном процессе высшего профессионального образования и может быть использован в процессе послевузовского и профессионального дополнительного образования.
Эмпирические результаты исследования и разработанная модель формирования готовности специалистов в сфере физической культуры к учебно-воспитательной деятельности с подростками девиантного поведения могут быть применены в профессиональной практической деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта (учителей по физической культуре и адаптивной физической культуре, инструкторов рекреации и туризма, тренеров ДЮСШ, ФОК).
Базой исследования выступает филиал Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г.Н.Новгород, локальные исследования проводились в высших учебных заведениях г. Н.Новгорода, а также в общеобразовательных школах г. Н.Новгорода, экспериментальным исследованием было охвачено 60 студентов филиала университета, 25 учителей физической культуры, 24 преподавателя кафедр физического воспитания, реабилитологии факультета адаптивной физической культуры филиала СГУТ и КД в г.Н.Новгород, государственного педагогического университетов г.Н.Новгорода и государственного педагогического института г. Арзамаса.
Условно можно выделить три этапа исследования.
На первом этапе (2004-2006гг.) – поисково-теоретическом осуществлялось изучение фундаментальной, психолого-педагогической, научно-методической, специальной литературы с целью определения проблемы исследования, выявления ее актуальности. Проводились изучение и анализ имеющихся научных исследований: в психолого-педагогический области, сфере физкультурно-педагогической деятельности, современного состояния подготовки профессиональных специалистов в системе высшего профессионального образования. В данный период определялись методология диссертационного исследования, разрабатывалась его методика, выдвигалась гипотеза, намечались цели, задачи исследования, разрабатывался понятийный аппарат исследования. Также проводился информационный поиск и определялось направление исследований, разрабатывались основы содержания методов опроса и наблюдений.
На втором этапе (2006-2008 гг.) - был проведен констатирующий эксперимент, получены исходные данные студентов по готовности к воспитательной деятельности с подростками девиантного поведения, собран фоновый материал. На данном этапе моделировалось теоретическое содержание специального интегрированного курса для студентов факультета адаптивной физической культуры Нижегородского филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, разрабатывались тестовые задания в соответствии со структурой готовности студентов к воспитательной деятельности с данными подростками, методика тестирования и контроля уровня сформированности компонентов готовности. Уточнялись концептуальные основы содержательного и процессуального обеспечения процесса подготовки студентов вуза, отрабатывались теоретические подходы в проектировании и представлении содержания системы формирования готовности к воспитательной деятельности, разрабатывались его учебно-методическое обеспечение. Осуществлялась подготовка публикаций по проблемам исследования.
На третьем этапе (2008-2009 гг.) – проводились формирующий эксперимент, анализ, интерпретация результатов экспериментального исследования, формулирование основных выводов, оформление диссертационного исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется непротиворечивостью и согласованностью с теоретическими положениями системного и деятельностного подходов, логически обоснованной программой исследования, применением комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, корректностью организации экспериментальной части исследования, репрезентативностью фактического материала, внедрением полученных результатов в практику работы факультета адаптивной физической культуры.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Готовность специалиста физической культуры к учебно-воспитательной деятельности с подростками девиантного поведения рассматривается как интегральное, личностное, структурное образование, характеризующееся целостным взаимодействием и взаимопроникновением мотивационного, информационного и операционального компонентов, ориентирующее на достижение позитивно-активного отношения к деятельности с данными подростками и обеспечение ее результативности.
2. Совершенствование процесса формирования готовности будущих педагогов физической культуры к работе с подростками девиантного поведения, с учетом социальных потребностей, рассматривается как объективная необходимость. Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к работе с подростками девиантного поведения достигается при условии организационно-содержательного обеспечения на основе интегрального, междисциплинарного подхода. Такой подход позволяет согласовать содержание информационно-предметных блоков представляемых специальными дисциплинами (педагогика, психология, теория физической культуры) и сформировать ориентировочную основу профессиональной деятельности будущих педагогов физической культуры на основе межпредметной интеграции и систематизации знаний.
3. Разработанная модель системы организационно-содержательного обеспечения формирования готовности будущих педагогов физической культуры к работе с подростками девиантного поведения позволяет упорядочить этот аспект профессиональной подготовки. Эффективность формирования готовности будущих педагогов физической культуры к работе с подростками девиантного поведения возрастает в условиях реализации предложенной модели системы организационно-содержательного обеспечения.
4. Педагогическими условиями реализации модели системы организационно-содержательного обеспечения формирования готовности будущих педагогов физической культуры к работе с подростками девиантного поведения являются наличие:
- интегрального, межпредметного обеспечения теоретического и практического направлений профессиональной подготовки;
- возможностей измерения уровней готовности;
- активизация учебной деятельности студентов на основе адекватного содержания профессиональной подготовки функциям профессиональной деятельности, системы технологий обучения, мониторинга уровня готовности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования и его результаты отражены в публикациях автора и обсуждались на научных конференциях различного уровня. Рекомендации по организационно-содержательному обеспечению профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры для работы с трудными подростками, разработанные по результатам исследования внедрены в учебный процесс профессионального образования в Нижегородском филиале Сочинского университета туризма и курортного дела, в образовательный процесс повышения квалификации учителей физической культуры средних специальных учебных заведений Нижегородской области в Нижегородском филиале Сочинского университета туризма и курортного дела, в образовательный процесс повышения квалификации учителей физической культуры в Нижегородском институте развития образования.
Похожие статьи:
Формирующий эксперимент
Исходя из теоретических положений, рассмотренных в первой части настоящей квалификационной работы, из результатов констатирующей части исследования, где отмечены "слабые" места в формировании экологических представлений детей, видно, что требовалось проведение соответствующей работы в данном направлении и коррекция имеющихся результатов у данной группы детей возможна. Гипотеза: есть воз ...
Методы и формы организации обучения: понятия, различные подходы к
классификации
В теории познания метод определяется как система последовательных действий, которые приводят к достижению результата, соответствующего намеченной цели. Его реализация в учебном процессе выражается через различные формы организации. Форма организации обучения — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов: особенностей взаимодействия учителя и уча ...