Решающим фактором формирования необходимого и достаточного уровня готовности специалистов в сфере физической культуры к профессиональной деятельности является система организационного и содержательного обеспечения образовательного процесса.
Результаты исследования, рассмотренные выше (2.1.), позволили сделать вывод о наличии критического уровня готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками. В связи с этим, возникает необходимость повышения эффективности организационно-содержательного обеспечения процесса их профессиональной подготовки в данном направлении. Первым шагом решения проблемы является проектирование обсуждаемого обеспечения. Такая исследовательская процедура может быть осуществлена при помощи метода моделирования, который предполагает выделение структурных компонентов моделируемого явления и их параметризацию (Алубьева, К).
Метод моделирования осуществляется на основе абстрактно-логических суждений и предполагает возможность построения модели с логической завершенностью границ исследуемого предмета исследования. При этом необходим учет сопряженных с изучаемым явлением (объектом) теоретических позиций, которые определяют классификационные основания, систему представления, обоснование критериев выбора компонентов модели и отношений между ними, ориентирующие аналогии моделирования.
Моделируя содержание процесса формирования готовности педагога к учебно-воспитательной деятельности с трудными подростками, мы исходили из теоретического построения модели как системы, которая дает информацию о моделируемом объекте; находится в объективном соответствии с познаваемым объектом; отражает свойства изучаемого объекта. Моделирование содержания процесса формирования готовности будущих специалистов физической культуры можно осуществить исходя из разных позиций.
Первая позиция предполагает использование модели, которая реализуются в практике профессионального образования. Она отражает опыт деятельности в этом направлении. Однако такая модель создается эмпирически, путем проб и ошибок, без какой либо обоснованности. Этот путь, по существу, бесконечен и чреват ошибками, которые выявляются не сразу. Использование данной позиции позволило бы обобщить накопленный опыт работы, который не всегда является эффективным и приемлемым. Данное обстоятельство подтвердилось в результате анализа практики подобной деятельности. Было выявлено, что опыт подготовки специалистов в сфере физической культуры к воспитательной деятельности с указанной категорией подростков, субъективно вариативен и недостаточен для необходимого решения проблемы.
Вторая позиция связана с использованием научно-методических рекомендаций представляемых по результатам экспериментальных исследований. Такая попытка предпринята в одном из диссертационных исследований (Зинчук Н.Г., 2006). Автор исследования апробировал организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов физической культуры для работы с подростками девиантного поведения, ориентируясь только на существующий опыт деятельности в этом отношении в вузах.
Реализация такой модели содержательного обеспечения процесса формирования готовности будущего специалиста к работе с трудными подростками не является достаточным решением проблемы, так как она подтверждает имеющиеся возможности системы деятельности, а не развивает их. Необходимый результат, очевидно, можно получить при условии выявления позитивного и отсечения негативного в имеющемся опыте деятельности, с последующей разработкой и обоснованием более эффективных подходов. В разработке концептуальной модели нашего исследования мы и придерживались этой позиции.
Процесс подготовки педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками можно определить как систему. Системный подход диктует необходимость определения ряда оснований для моделирования содержательного обеспечения процесса готовности специалистов в сфере физической культуры. Были определены следующие теоретические посылки в качестве оснований моделирования.
1. Содержание процесса формирования готовности будущих педагогов физической культуры мы рассматриваем, как системный объект педагогического исследования, обладающий рядом особенностей. Любая система имеет свой состав и свою структуру (Р. Акофф, П.К. Анохин, В.А. Ганзен, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, Абдулина, О.А. Анисимов О.С.,. Беспалько, В.П. Системно-метод, Богданов, В.А. Системологическое моделирование, Васильева О.С). Состав представляет совокупность иерархически связанных между собой компонентов, образующих систему. Структура подразумевает совокупность отношений между ними, организацию состава. Структуризация содержания процесса готовности будущих специалистов в сфере физической культуры представляет определенную организацию компонентов в пространстве и времени. Моделирование заключается в описании состава и структуры содержания (В.Т. Чичикин и др.) [60-деят, 67-Загрекова, 105методол и теор, 159Чичикин, 163Человек -мера К].
Похожие статьи:
Определение целей обучения при использовании информационных технологий
Для того чтобы использовать информационные технологии на уроках иностранного языка на старшем этапе, прежде всего, следует определить цели, которые необходимо поставить. Изучив материал, мы выяснили, что этими целями могут быть следующие: ― включение материалов сети в содержание урока (интегрировать их в программу обучения); ― самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы ...
Психолого-педагогические условия эффективности
внутришкольного контроля
Контроль играет большую роль в повышении качества учебно-воспитательного процесса в любой педагогической системе. Там, где дело касается контроля, мелочей быть не может. Контроль за работой людей весьма тонкое дело: контролируя, можно повысить инициативу тружеников, но можно и приглушить ее. Умелый, эффективный контроль - целая наука. Эффективное определение способов внутришкольного контроля возм ...