8. Разработка модели содержательного обеспечения процесса формирования готовности к работе с трудными подростками предполагает необходимость учета социального и педагогического аспектов ее структуризации. Социальный аспект связан с обеспечением адекватности содержания профессиональной подготовки будущего специалиста к работе с подростками и с учетом сложившегося предполагаемым функциям профессиональной деятельности теоретического раздела. Благодаря учету социального аспекта модель выстраивается с необходимым представлением того, что должно быть. Педагогический аспект моделирования связан с особенностями организации образовательного процесса на кафедрах, с реализацией межпредметной интеграции в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста. Благодаря учету педагогического аспекта, модель формирует представление о том, как и какими средствами, обеспечить процесс профессиональной подготовки к работе с трудными подростками.
9. Теоретический компонент системы формирования готовности педагога к воспитательной деятельности с подростками, имеющими девиантное поведение должен быть структурирован на основе выделения блоков, разделов, тем, вопросов, смысловых элементов (В.А.Кузнецов). Они выстраиваются в определенных отношениях, отражающих логику представления системы (С.В. Дмитриев - биомех, В.Т. Чичикин). Структура будет системной при условии, если выделенные компоненты, их отношения смогут обеспечить целостность содержания данного процесса, а реализация процесса создаст предпосылки для эффективной коррекционно-педагогической деятельности с девиантными подростками.
Представленные основания послужили предпосылками моделирования содержания надпредметного спецкурса. Наряду с разработкой теоретических оснований его содержательного обеспечения, мы опирались на исследования мнения специалистов, которое выявлялось методом анкетирования. В процессе проведения анкетного опроса, специалистам в области теории и методики физической культуры, педагогики, психологии (доктора и кандидаты наук, преподаватели, ведущие теоретические курсы) было предложено оценить каждый из предложенных наборов структурных элементов содержательного обеспечения теоретической подготовки будущих педагогов физической культуры к работе с трудными подростками.
Оценочных суждений в выборе компонентов было четыре: "нет"; "скорее нет, чем да"; "скорее да, чем нет"; "да". Те компоненты, которые были оценены большинством экспертов по типу отрицания - "нет" и "скорее нет, чем да", не вошли в структуру содержания. Компоненты состава структуры, получившие положительные оценочные суждения большинства экспертов "скорее да, чем нет" и "да" вошли в состав структуры.
Таким образом, наряду с фактологическим моделированием, мнение специалистов послужило основанием для предложения состава структуры содержания процесса подготовки специалистов физической культуры к воспитательной работе с трудными подростками. Следуя принципам объективности (отражение сущего), адекватности (соответствия условиям образовательного процесса), нормативности (отражения должного), универсальности (единого подхода) и оптимальности (по критериям необходимости и достаточности) в предлагаемый состав компонентов структуры содержания процесса готовности специалистов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками вошли: раздел, подраздел, темы каждого подраздела, вопросы каждой темы, информационные единицы вопросов каждой темы.
Как было представлено ранее, первый уровень содержания теоретической подготовки – раздел. Раздел, как нам представляется, должен состоять из подразделов –теоретического и практического. В содержание первого подраздела входит знание понятий, идей, фактов, принципов, элементов базовых теорий, оснований физкультурно-педагогической деятельности. Содержание второго подраздела (практического) ориентировано на использование технологий для реализации необходимых и допустимых функций учебно-воспитательной деятельности. Его содержание включает знания об алгоритмах коррекционно-педагогической деятельности и процесс формирования действий по реализации этих алгоритмов.
Тема служит стержневым компонентом содержательного обеспечения процесса формирования готовности к воспитательной деятельности будущих специалистов физической культуры. Тема - это определенная область действительности и наши знания о ней. Выделение темы дает возможность организации и упорядочения учебного материала в соответствии с его предметным содержанием. Темы являются учебным механизмом достижения реализации образовательной цели. Они в идеальном отношении должны быть отработаны по информационному содержанию, иметь необходимый и достаточный состав. Однако, как показывает реальная практика исследований, в большинстве случаев, темы представлены произвольным составом и содержанием.
Похожие статьи:
Методические разработки внеклассных мероприятий как условие развития компетенций
учащихся 5-го класса
Пояснительная записка. Актуальностьданных методических разработок заключается в обеспечении эффективности воспитательного процесса, а также оказание практической помощи классному руководителю в формирование различных компетенций у учащихся. Цель:Оказание методической поддержки классному руководителю по разработке содержания внеклассных мероприятий в условиях компетентностного подхода. Представлен ...
Особенности построения и проведения интегрированных уроков
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Одно из направлений методического обновления уроков в начальных классах – конструирование интегрированных уроков ...