Моделирование организационно-содержательного обеспечения процесса формирования готовности студентов к воспитательной деятельности

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Моделирование организационно-содержательного обеспечения процесса формирования готовности студентов к воспитательной деятельности

Страница 4

Процедура разработки состава тем в связи с формированием готовности будущих специалистов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками (с учетом критериев необходимости и достаточности) проводилась на основе определения информационного комплекса знаний, необходимых в работе с данной категорией учащихся. Поскольку проблема коррекции девиантного поведения таких подростков является междисциплинарной и лежит в сфере действия нескольких научных областей: педагогика, психология, социология, философии, криминология, медицина, постольку для ее осмысления студентам необходимо многоаспектное и комплексное информационное обеспечение.

В качестве доминирующих мы выделили учебные дисциплины Государственного образовательного стандарта 2000г. по специальности 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура): психология, педагогика (гуманитарные и социально-экономические дисциплины Федерального компонента), теория и методика физического воспитания (общепрофессиональные дисциплины Федерального компонента). Причинами, обусловившими данный выбор являлись:

1. Теория и методика физической культуры является базовой (профилирующей) дисциплиной, основой для построения системы занятий физической культурой и спортом с трудными подростками.

2. Изучение основных психических, познавательных процессов, регуляции поведения и деятельности, межличностных отношений, межгрупповых отношений и взаимодействий находится в сфере действия научной образовательной дисциплины психологии. Психологии отводится изучение непосредственно самого механизма возникновения девиантного поведения детей и подростков.

3. Педагогическая наука изучает процессы обучения и воспитания, формы организации учебной, воспитательной деятельности, принципы, методы, приемы, средства обучения и воспитания, управление педагогическим процессом. Таким образом, концептуальную модель коррекции девиантного поведения детей и подростков, весь дидактический набор, основной спектр воздействия средств воспитания представляет педагогика.

4. Особенности педагогической и социальной дезадаптации детей и подростков, как правило, затрагивают разные сферы личности (интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, экзистенциальная, сфера саморегуляции). Сложный социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процедур - направленных на регуляцию мотивационно-ценностного потенциала личности, развитие всех составляющих сторон ее структуры, как целостного единства, будет полем деятельности психологии и педагогики.

На этом основании указанные образовательные дисциплины были включены в теоретическое содержание специального курса. Им было отведено равное количество часов (по 4 часа).

Эффективность учебно-воспитательной деятельности с трудными подростками зависит от интеграции усилий многих специалистов. На наш взгляд, студентам также необходимы знания в нормативно-правовой области. Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих воспитательную деятельность всех участников педагогического процесса, было включено в процесс теоретического содержания подготовки будущих специалистов в количестве двух часов. Таким образом, общий объем специального курса составил 18 часов.

Аспекты информационного наполнения системы знаний, определивших содержание процесса формирования готовности к воспитательной работе с трудными подростками будущих специалистов физической культуры, выделялись: 1)с использованием метода экспертной оценки, в проведении которого приняли участие преподаватели факультета адаптивной физической культуры (кандидаты, доктора наук), ведущие курс по данным учебным дисциплинам. Был проведен анкетный опрос, в котором предлагалось отметить важность и обязательность тех или иных тем для включения в разделы; исходя из их значения для процесса воспитания трудных подростков, спецификой целей и задач коррекционно-педагогической деятельности.

Конкретизация содержания теоретического раздела надпредметного спецкурса осуществлялась на основе научной редукции соответствующих наук и теорий, раскрывающих сущность и технологию воспитательной деятельности с трудными подростками. Проведенные исследовательские процедуры дали возможность выявить необходимый и достаточный состав тем, а также распределить их по разделам и подразделам теоретической подготовки. Ниже представлен базовый набор тем по блокам выделенных учебных дисциплин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Похожие статьи:

Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов
На основе анализа теоретической литературы и результатов констатирующего эксперимента были сделаны выводы о том, что рефлексивные умения будущих учителей могут быть сформированы следующими путями: 1) Через включение специальных приемов рефлексивного обучения в традиционные педагогические курсы, например, «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Педагогические технолог ...

План-конспект занятия курса
В процессе занятия преподаватель использует практические и словесные методы. Вначале занятия преподаватель провёл беседу, где под его руководством учащиеся осмысливают новый материал, устанавливают связь между теорией и практикой. Во время занятия проводится объяснение последовательности выполнения шапочки. Т.к. целью преподавателя является развить индивидуальные возможности школьников, то в прак ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru