2. Процедура моделирования имеет определяющие критерии: целевые (для чего), логические (на основании чего), операциональные (что и как), мотивационные (ради чего). Целью моделирования стала разработка более эффективной системы организационно-содержательного обеспечения процесса формирования готовности педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками.
3. Подготовка педагога физической культуры к воспитательной деятельности должна осуществляться по профессионально-содержательному (с учетом социальных функций физкультурно-педагогической деятельности), а не предметно-содержательному (по аналогии с содержанием отдельных предметов - психологии, педагогики) принципу. Функции профессиональной деятельности педагога физической культуры и опыт содержательного обеспечения профессионального образования студентов вузов, осуществляющих подготовку специалистов в сфере физической культуры, показывает, что это содержание должно строиться на основе интеграции и преемственности предметного образования. Кроме этого, формирование необходимого уровня готовности педагогов физической культуры к работе с трудными подростками в процессе профессиональной подготовки должно предполагать решение всего спектра воспитательных задач.
4. Предпосылками моделирования содержательного обеспечения процесса формирования готовности педагогов физической культуры к воспитательной работе будут научные основания и опыт деятельности. При этом, социальный запрос активизирует формирование системы оснований, а редукция научных данных и результаты собственных исследований являются его механизмом. Метод научной редукции подразумевает опору на системный подход, теорию деятельности, теорию социализации, теорию физической культуры и эдукологические основания моделирования содержательного обеспечения образовательных процессов (Р. Акофф, П.К. Анохин, В.А. Ганзен, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин), (Л.П. Буева, Н.Н. Волков, Л.А. Зеленов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, В.Н. Сагатовский), (Б.Г. Ананьев, Л.А. Зеленов, Д. Ритцер), (Ю.Ю. Екатеринославский, А.А. Ченцов).
5. Содержательное обеспечение процесса формирования готовности педагогов к воспитательной деятельности с трудными подростками должно соответствовать следующим условиям.
· Информационное содержание данного процесса реализуется на основе интеграции блоков научных знаний (педагогика, психология, теория физической культуры) и различных сведений медико-биологического характера, имеющих непосредственное отношение к учебно-воспитательному процессу детей с девиациями в поведении.
· В процессе профессиональной подготовки студентов необходимо усиление акцентов на реализацию социализирующих и воспитывающих функций физического воспитания. В этом случае, содержательное обеспечение информационной базы должно создать ориентировочную основу коррекционно-педагогической деятельности в связи с решением, прежде всего воспитательных и оздоровительных задач средствами физической культуры.
· Необходимо обеспечение поликультурности педагогической деятельности. Качество овладения различными видами культуры педагогом любой специальности является социально задаваемым требованием.
6. Средством мотивации будущих специалистов физической культуры по формированию готовности к работе с трудными подростками является содержательное и организационное обеспечение процесса теоретической подготовки. Оно имеет решающее значение в формировании физкультурно-педагогической компетентности будущего специалиста с трудными подростками. Дело в том, что включение специалиста физической культуры в процесс формирования представлений о значимости физической культуры для педагога, как фактора воспитания и перевоспитания (развития) личности и средства формирования ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других (в рамках социального партнерства и допустимых обязательств), возможно при условии обеспечения его компетентности.
7. Эффективность организации учебно-воспитательного процесса трудных подростков проявляется в умении педагога обеспечить управляемое формирование личности воспитанника в соответствии с целью и задачами ее всестороннего развития. Деятельность педагога с подростками, имеющими отклонения в поведении, как считают многие исследователи (Рожков, Степанов, Беличева, Клайберг), должна строиться в следующих направлениях: создание доверительного психологического климата и достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса; развитие гуманистических установок учителя; актуализация мотивационной сферы личности школьника. Готовность к реализации данных направлений воспитательной деятельности должна формироваться на основе адекватного им информационного обеспечения. Такое обеспечение предполагает систематизацию, классификацию, интеграцию предметной информации на основе надпредметного курса. В противном случае студент, в лучшем случае, будет предпринимать попытки самостоятельно решать эту проблему в условиях недостаточного уровня компетентности для этого, а в худшем – устранится от ее решения.
Похожие статьи:
Методические разработки занятий факультативного курса
Занятие 1 Цель: Познакомить детей с понятиями симметрических многочленов, элементарных симметрических многочленов и степенных сумм. Доказать основную теорему о симметрических многочленах. План занятия: Симметрические многочлены: определение и примеры. Степенные суммы и элементарные симметрические многочлены. Выражение степенных сумм через элементарные симметрические многочлены. Основная теорема о ...
Темперамент и проблемы воспитания
Чтобы осуществлять индивидуальный, обоснованный подход к детям, правильно представлять себе, в частности, свойства темперамента. При кратковременном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динамической стороне психики, которые недостаточны для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о ...