Получение социально значимого результата в условиях реализации деятельности возможно лишь на базе определенной готовности человека. В процессе развития человеческих знаний и социального опыта деятельности представления о готовности изменялись от психического до социального аспектов. В настоящее время сущность готовности определяется как интегральное образование, и выделяется ряд проявлений, характеризующих ее признаки с разных позиций рассмотрения: педагогическая готовность, мобилизационная готовность, профессиональная готовность, готовность к труду, деятельности, готовность в спорте.
В терминологическом взаимодействии наряду с понятием готовности специалиста физической культуры используются и другие термины: компетентность, подготовленность, квалификация, мастерство, умелость, профессионализм. Понятие "подготовленность" характерно для любого результата процесса подготовки, относится к отдельным проявлениям деятельности. "Компетентность" отображает уровень профессиональных знаний, степень их актуализации в конкретной деятельности, является аспектной характеристикой готовности. "Мастерство" означает уровень эффективности выполняемой деятельности. В понятии "умелость" подчеркивается операциональный аспект деятельности – знание и следование стандартам выполнения профессиональных действий в определенной последовательности и взаимосвязи. "Профессионализм" устанавливает идеальный статус субъекта деятельности в соответствии с оптимальными социальными требованиями, владением специальностью.
По всей видимости, каждое из названных понятий представляет результат подхода в познании готовности. Однако, при наличии нескольких значений явления, необходимо сведение их к родовому обозначению, в этом случае термин "готовность" предлагается, как универсальный и родовой по отношению к пересекающимся с ним.
Чичикин В.Т. в своих работах (1998) определил профессиональную готовность специалиста физической культуры как интегральное, личностное образование на основе потребностей и способностей. Оно характеризуется нормативным уровнем преобразования общественных отношений в систему функций индивида и определяет отношение к деятельности, ее результативность. Достижение такого образования обозначает факт наличия профессиональной готовности специалиста, создает изначальные представления о готовности и отражает момент регуляции в организации профессиональной подготовки. Использование сочетания терминов "нормативный уровень" обозначает признак меры, имеющей минимальное и максимальное выражение, объективно детерминированной конкретно-историческими отношениями, опредмеченными в профессиональной деятельности. Система функций индивида отражает социальный запрос развития личности, интеграцию способностей и потребностей, проявляемую в социально значимом отношении к деятельности и социально требуемой ее результативности. Выделение в определении потребностей и способностей (как основы интеграции), фиксирует ее базовый компонентный состав.
Представление готовности как родового понятия, характеризуется: предметностью (готовность к чему-то), аспектностью (по составу компонентов, их свойств), целостностью (как система), репрезентативностью (представительство функций адекватных профессиональной деятельности) и мерой. В результате выстраивается соотносительный ряд обсуждаемых понятий (В.Т.Чичикин). Целостность – готовность. Предметность – профессионализм. Аспектность – компетентность. Репрезентативность – квалификация. Мера – мастерство.
Проявление готовности будущего специалиста физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками можно обозначить в виде цели, средства, результата. В качестве цели готовность выступает как социальная необходимость, ориентируя на достижение позитивно-активного отношения индивида к деятельности и обеспечение ее результативности. Реализация происходит за счет преобразований общественных отношений в систему функций индивида. Средствами готовности выступают наличие и актуализация способностей, потребностей с учетом данного вида деятельности, механизмом реализации служит их адекватность требованиям профессии. Результат определяет нормативный уровень готовности к воспитательной деятельности в рамках профессиональной подготовки. Механизмом реализации - достижение социально задаваемой меры в пределах минимума-максимума.
Структура готовности эмпирически не проявляется и труднодоступна для непосредственной декомпозиции. Для решения задач определения структуры готовности, наиболее приемлемым представляется – структурно-функциональный анализ (Волков, Микадзе). Приоритетным основанием декомпозиции готовности является ориентация на представления о содержании деятельности, т.к. готовность формируется и реализуется в ней, отражая ее содержательную сущность. В соответствии с общетеоретическими представлениями, в содержании деятельности выделяют три ее компонента: информационный, мотивационный, операциональный [Л.А.Зеленов – 2].
Похожие статьи:
Практические способы формирования положительной мотивации при обучении
иностранным языкам в начальной школе
Развитие межкультурной компетенции составляет общеобразовательный аспект стратегической цели начального языкового образования. Формирования межкультурной компетенции предполагает: Воспитание у младших школьников уважения к своей и чужой культуре, открытости для других культур и чувствительности к восприятию привычного и чужого. Формирование у детей положительного отношения и готовности к общению ...
Закономерности формирования двигательных навыков и умений в процессе
обучения
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин. Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков ("положительный перенос") происходит в тех случаях, когда в технике, движениях есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). "Отрицательны ...