Проведенный анализ специальных литературных источников показал, что в связи с решением проблемы подготовки специалистов в сфере коррекционно-педагогической деятельности с подростками асоциального поведения имеется целый ряд публикаций. Однако, имеющаяся информация, в основном, ориентирована на самостоятельную подготовку педагога, и поэтому является малоэффективной.
Анализируя исследовательские работы по данной проблеме, можно отметить некоторые тенденции. Часть диссертационных исследований в рамках поставленной проблемы посвящена подготовке социально-педагогических кадров для профилактической работы с асоциальными детьми, подростками, их семьями (Анцута А.Н., 2000; Болев Т.К., 2004; Быкова Е.Н., 2005; Бычкова О.С., 2006; Кириллова В.А., 2004, Петунин В.А., 2000, Рышкова Л.М,, 2005, Соснина Н.Ф., 2007); формированию специальной компетентности в сфере профилактики асоциального поведения подростков (Андрюшина О.В., 2006); созданию организационно-педагогических условий на основе личностного подхода (Иванов Н.Н., 2002).
Непосредственно из работ, посвященных проблеме подготовки педагогов по физической культуре с трудными подростками можно отметить исследование Зинчук Н.Г.(2006) по созданию организационно-педагогических условий для работы с указанным контингентом. К организационным условиям формирования готовности будущих педагогов по физической культуре автор отнесла: внутреннюю и внешнюю интеграцию содержания образования; введение спецкурса; включение заданий по работе с трудными подростками в программу педагогической практики, прохождение производственной практики будущих педагогов; поэтапную подготовку студентов к работе с трудными подростками. К педагогическим условиям: контекстное обучение; владение организацией коррекционно-развивающего воздействия на подростков с девиантным поведением средствами физической культуры и субъект - субъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Поскольку данная проблема является полиаспектной, то она не может быть решена в рамках одного исследования и ориентирует на дальнейшие поиски решения, хотя бы потому, что:
- представленные автором подходы к структуре готовности основаны на субъективных представлениях здравого смысла, а не теоретических основаниях.
- предлагаемая система условий, рассчитанная практически на весь курс обучения студентов, является достаточно сложной.
- недостаточная обоснованность структуры готовности приводит к неадекватным способам ее измерения и оценивания.
- предлагаемая система формирования готовности будущих педагогов физической культуры к работе с трудными подростками излишне громоздка по реализации в пространстве (участвуют все образовательные структуры вуза) и времени (на протяжении всего времени обучения в вузе). Это порождает известную безответственность (отвечают за результат все), т.к. неизвестна и не контролируется мера вклада в решении проблемы формирования готовности.
Исходя из этого, представляются целесообразными поиски и других возможностей формирования готовности будущих педагогов физической культуры к работе с трудными подростками, которые должны быть более структурированными по содержанию (что), организации (кто и когда) и результату (мера ответственности). Кроме того, как показывает опыт профессионального образования, концентрация информационного и практического обеспечения подготовки в условиях модульной формы организации на основе межпредметной интеграции при условии контекстности образовательного процесса, позволяет добиться лучших результатов в сравнении с другими вариантами организационно-содержательного обеспечения реализации цели. Кроме того, этот вариант характеризует данный образовательный модуль, как относительно самостоятельный от всей системы профессиональной подготовки студентов.
Основная часть исследователей рассматривают вопросы профессиональной подготовки студентов: к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в школах (Валиева В.К, 2006); к творческому обучению двигательным действиям (Драндров Г.Л, 2002); формированию здорового образа жизни школьников средствами подвижных и спортивных игр (Байкалова Л.В,, 2004; Баженова Н.А., 2000); созданию и реализации здоровьесберегающих технологий (Гришина Е.П., 2005); технологий на основе коммуникативного взаимодействия (Мисюряев В.Ю, 2007).
Таким образом, несмотря на достаточное количество имеющихся работ в сфере физкультурно-педагогической деятельности, проблема подготовки профессиональных кадров в сфере физической культуры для работы с подростками девиантного поведения остается открытой. В условиях отсутствия системного формирования готовности к этой деятельности практические работники осуществляют учебно-воспитательную деятельность с такими подростками на основе метода проб и ошибок, что не позволяет достичь качественного уровня. С учетом высокой эффективности влияния занятий физической культурой и спортом в процессе коррекции девиантного поведения детей и подростков и отсутствием научно-обоснованных технологий организационно-содержательного обеспечения этого процесса становится очевидной актуальность решения данной проблемы.
Похожие статьи:
Формирование мотивации учебной деятельности при обучении иностранных языков
Большинство школьных предметов представлены в массовых профессиях как знания, без которых профессиональная деятельность была бы затруднена. Почти все считают, что в той или иной степени овладели в школе математикой, физикой, географией и другими предметами, но очень осторожно высказываются об иностранном языке . И буквально единицы полагают, что после завершения школьного обучения они владеют язы ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
Олигофрения-недоразвитие ложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит не прогрессирующий характер. Причины возникновения олигофрении могут быть различными: -Наследование. Заболевания, сопровождаю ...