Проблема готовности специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Проблема готовности специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками

Страница 5

Проведенный анализ специальных литературных источников показал, что в связи с решением проблемы подготовки специалистов в сфере коррекционно-педагогической деятельности с подростками асоциального поведения имеется целый ряд публикаций. Однако, имеющаяся информация, в основном, ориентирована на самостоятельную подготовку педагога, и поэтому является малоэффективной.

Анализируя исследовательские работы по данной проблеме, можно отметить некоторые тенденции. Часть диссертационных исследований в рамках поставленной проблемы посвящена подготовке социально-педагогических кадров для профилактической работы с асоциальными детьми, подростками, их семьями (Анцута А.Н., 2000; Болев Т.К., 2004; Быкова Е.Н., 2005; Бычкова О.С., 2006; Кириллова В.А., 2004, Петунин В.А., 2000, Рышкова Л.М,, 2005, Соснина Н.Ф., 2007); формированию специальной компетентности в сфере профилактики асоциального поведения подростков (Андрюшина О.В., 2006); созданию организационно-педагогических условий на основе личностного подхода (Иванов Н.Н., 2002).

Непосредственно из работ, посвященных проблеме подготовки педагогов по физической культуре с трудными подростками можно отметить исследование Зинчук Н.Г.(2006) по созданию организационно-педагогических условий для работы с указанным контингентом. К организационным условиям формирования готовности будущих педагогов по физической культуре автор отнесла: внутреннюю и внешнюю интеграцию содержания образования; введение спецкурса; включение заданий по работе с трудными подростками в программу педагогической практики, прохождение производственной практики будущих педагогов; поэтапную подготовку студентов к работе с трудными подростками. К педагогическим условиям: контекстное обучение; владение организацией коррекционно-развивающего воздействия на подростков с девиантным поведением средствами физической культуры и субъект - субъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Поскольку данная проблема является полиаспектной, то она не может быть решена в рамках одного исследования и ориентирует на дальнейшие поиски решения, хотя бы потому, что:

- представленные автором подходы к структуре готовности основаны на субъективных представлениях здравого смысла, а не теоретических основаниях.

- предлагаемая система условий, рассчитанная практически на весь курс обучения студентов, является достаточно сложной.

- недостаточная обоснованность структуры готовности приводит к неадекватным способам ее измерения и оценивания.

- предлагаемая система формирования готовности будущих педагогов физической культуры к работе с трудными подростками излишне громоздка по реализации в пространстве (участвуют все образовательные структуры вуза) и времени (на протяжении всего времени обучения в вузе). Это порождает известную безответственность (отвечают за результат все), т.к. неизвестна и не контролируется мера вклада в решении проблемы формирования готовности.

Исходя из этого, представляются целесообразными поиски и других возможностей формирования готовности будущих педагогов физической культуры к работе с трудными подростками, которые должны быть более структурированными по содержанию (что), организации (кто и когда) и результату (мера ответственности). Кроме того, как показывает опыт профессионального образования, концентрация информационного и практического обеспечения подготовки в условиях модульной формы организации на основе межпредметной интеграции при условии контекстности образовательного процесса, позволяет добиться лучших результатов в сравнении с другими вариантами организационно-содержательного обеспечения реализации цели. Кроме того, этот вариант характеризует данный образовательный модуль, как относительно самостоятельный от всей системы профессиональной подготовки студентов.

Основная часть исследователей рассматривают вопросы профессиональной подготовки студентов: к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в школах (Валиева В.К, 2006); к творческому обучению двигательным действиям (Драндров Г.Л, 2002); формированию здорового образа жизни школьников средствами подвижных и спортивных игр (Байкалова Л.В,, 2004; Баженова Н.А., 2000); созданию и реализации здоровьесберегающих технологий (Гришина Е.П., 2005); технологий на основе коммуникативного взаимодействия (Мисюряев В.Ю, 2007).

Таким образом, несмотря на достаточное количество имеющихся работ в сфере физкультурно-педагогической деятельности, проблема подготовки профессиональных кадров в сфере физической культуры для работы с подростками девиантного поведения остается открытой. В условиях отсутствия системного формирования готовности к этой деятельности практические работники осуществляют учебно-воспитательную деятельность с такими подростками на основе метода проб и ошибок, что не позволяет достичь качественного уровня. С учетом высокой эффективности влияния занятий физической культурой и спортом в процессе коррекции девиантного поведения детей и подростков и отсутствием научно-обоснованных технологий организационно-содержательного обеспечения этого процесса становится очевидной актуальность решения данной проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Социальная работа с детьми и молодежью, употребляющими наркотики и психотропные вещества
За последние сто лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины - психиатрии, перешла в разряд общесоциальных проблем. По данным группы экспертов ВОЗ, в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические препараты, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, широкое распр ...

Содержание математических представлений детей 6 года жизни
Дети шестого года жизни – это возраст начала развития интереса к математическим знаниям. В старшем дошкольном возрасте у детей начинается формирование представлений об отношении целого и части. Им интересно знакомство с различными способами деления целого на равные части на основе использования предметов. У них развивается умение видеть принадлежность части целому предмету, понятие мерки для деле ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru