В настоящее время в соответствии с социальными условиями сохраняется реальная тенденция увеличения количества детей и подростков с девиантным поведением (авторы). Проблема профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия, остаются в числе приоритетных направлений социальных институтов всех уровней (авторы).
Анализ научно-методических публикаций позволяет утверждать тот факт, что категория детей и подростков, в работе и взаимоотношениях с которыми, учителю, воспитателю, тренеру приходится прилагать дополнительные усилия, нуждаются в специально организованной коррекционно-педагогической деятельности. Такая деятельность составляет часть социально-педагогического процесса, который направлен на выявление детей и подростков с девиантным поведением, диагностику причин, условий их отклонений в поведении, разработку общепедагогических, специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.
Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков, по мнению исследователей обсуждаемой проблемы, представляет собой сложный социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процедур, действий, направленных на регуляцию мотивационно-ценностного потенциала личности. Регуляция мотивации, установок, поведения и ценностных ориентаций трудного подростка и последующая коррекция личностных качеств происходит за счет мобилизации усилий участников педагогического процесса.
Проведенный анализ научных и специальных публикаций позволяет утверждать, что в отечественной педагогике немало сделано для рассмотрения теоретической сущности явления девиантного поведения, определения научных подходов к классификации причин и форм его появления, разработки содержательного обеспечения, методов, технологий, применяемых в коррекции поведения с отклонениями. Имеется и используется накопленный педагогами позитивный практический опыт в деле перевоспитания таких несовершеннолетних.
Имеющиеся результаты, несомненно, создают определенные позитивные предпосылки для дальнейших поисков возможных эффективных средств, методов, технологий воспитания и перевоспитания детей и подростков с девиантным поведением. Вместе с тем, необходимо отметить, что воспитательному потенциалу образовательного процесса уделяется недостаточно внимания, притом, что его реализация призвана повысить эффективность решения задач воспитания.
Как отмечают исследователи, в настоящее время в системе образования, приобретают приоритетное значение общечеловеческие ценности, гуманистические начала в развитии личности, ориентация общественного развития на интересы человека. Личность человека в ее целостной и многомерной структуре является высшей ценностью образования.
Среди многих факторов, оказывающих влияние на развитие личности, физическая культура занимает особое место. Эмоциональность и коллективный характер физкультурно-спортивной деятельности, разнообразие положительных мотивов, максимальная реализация творческих возможностей детей и подростков дают право рассматривать ее, как эффективное средство воспитания (В.В. Белорусова с.50, 1974, М.И. Станкин). В структуре потребностей трудных подростков занятия физическими упражнениями занимают ведущее место (А.С. Куц, Ц.И.Рожковский, Т.Н.Краснобаева, 1996; Г.П.Медведева, 1990; В.В.Коньков, 1991). В связи с этим, важно использовать физическую культуру и спорт для коррекции асоциального поведения подростков, вовлечения в сферу социально-полезной деятельности (Н.И Дурманов)
Проведенные научные исследования (В.И.Столяров, М.Е.Кутепов, М.А.Арвисто) подтвердили высокую результативность физической культуры как действенного средства формирования, развития и социологизации личности. Ее результативность проявляется в социальной адаптации, формировании нравственного поведения, здорового образа жизни девиантных подростков (В.В.Белорусова, П.А.Виноградов, М.Я.Виленский, В.Д.Гончаров, В.И.Жолдак, Зотов Ю.И., М.И.Станкин). Можно констатировать эффективные возможности физической культуры и спорта в коррекции девиаций несовершеннолетних.
Тем не менее, основываясь на мнении целого ряда ученых, выдающихся практиков, результаты проведенных исследований, в системе учебно-воспитательного процесса школ, учреждений дополнительного образования, других организаций социума, богатый многообразный воспитательный потенциал физической культуры и спорта не используется в должной мере в деле воспитания детей и подростков с девиантным поведением.
Возможности физкультурной деятельности в системе физического воспитания для решения задач воспитания могут быть реализованы только в условиях оптимального педагогического воздействия. Оптимальное педагогическое взаимодействие связано с подготовкой профессиональных кадров в сфере физической культуры для воспитательной деятельности с трудными подростками.
Похожие статьи:
Реализация методики развития
физических качеств старших дошкольников
Методика развития физических качеств дошкольников должна включать: проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения и семьи; логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования и развития физических качеств дошкольников. К ним относятся режим дня, физические упражнения, закаливание, рациональ ...
Энергосбережение на занятиях факультатива
Большую роль в обучении энергосбережению имеют занятия факультатива по программе «Азбука Берегоши». Содержание программы, реализуемое в игровой форме, позволяет привить учащимся 2—4 классов первоначальные навыки и усвоить простейшие способы экономии и бережливости электрической энергии на бытовом уровне. У учащихся формируются первоначальные представления об энергии и энергоресурсах, развиваются ...