Особенности построения и проведения интегрированных уроков

Новая педагогика » Дидактические основы интегрированных уроков в начальных классах » Особенности построения и проведения интегрированных уроков

Страница 5

І. Музыка в процессе преподавания литературы вводится:

как иллюстрированный материал, который имеет конкретную связь с темой;

с целью раскрытия общеэстетических категорий языком искусства, усиления эстетической значимости отдельных явлений;

как подготовительный фактор – создаёт эмоционально-образное настроение на соответствующий «тон» восприятия.

II. Литература на уроках музыки используется как:

подготовительный фактор – вступительная беседа для создания соответствующего эмоционального настроения;

вербальная интерпретация музыкальных произведений (раскрытие содержания музыкального произведения);

использование отрывков прозы и поэзии с целью закрепления или конкретизации художественных образов музыкального произведения.

Как видно, литература и музыка имеют широкие возможности объединения и дают простор методическому творчеству учителя. Наполнение уроков музыкой, разнообразие форм работы нетрадиционными методами обогащают мировосприятие детей и привлекают к выполнению конкретного учебного задания.

Так, работа над выразительным чтением требует прежде всего вдохновения, которое несомненно связано с эмоциональностью и стремлением к самовыражению. Учитель должен создать такие условия, в которых литературное произведение откроет свои тайны перед учеником и станет ему близким. Выразительное чтение также связано с интонацией и динамикой, терминами, что имеют музыкальные аналоги. Поэтому интегрированный урок. Выразительное чтение – музыкальный рассказ – будет наилучшим способом закрепления темы (Приложение).

Формированию умения определять главную мысль произведения, переживания героев и высказывать отношение к ним способствует детальный анализ учителем характеров, настроений и развития эмоциональных состояний действующих лиц произведения. Но следует помнить, что интерес младших школьников во время чтения литературного произведения в основном сосредотачивается на описании действий, поступков героев, а внутренний мир, переживания и мысли их остаются вне внимания. Сила эстетического воздействия таких произведений будет незначительной: в лучшем случае воспринимается мораль или жизненный факт. С целью раскрытия глубинной сущности литературных произведений учитель активизирует образное мышление учащихся, способность к аналогии и ассоциациям. Огромной помощью в реализации этого задания могут быть музыкальные произведения. Музыка поможет детям раскрыть эмоциональные границы литературного произведения, наполнить восприятие эмоциями и чувствами. Учащимся можно предложить несколько музыкальных произведений, из которых они выбирают то, что тоньше отвечает настроению героя прочитанного.

Проанализировав программы «Чтение» и «Музыка» (1 – 4 классы) можно сделать вывод, что эти дисциплины имеют много общих тем и возможностей для объединения уроков (Приложение).

Изучая методику подготовки современного урока языка и развития речи можно сделать вывод о том, что перспективнее будет являться организация познавательной деятельности учащихся, когда общей темой объединяются уроки родного языка с другими учебными предметами (чтением, природоведением, музыкой и др.).

Данный методический подход даёт возможность учителю спланировать систему уроков, в которой рационально объединяются разные их виды:

- вступительные с использованием межпредметных связей и интегрированных видов деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Основные этапы становления современной концепции профориентации в РФ и Франции
Первые лаборатории профориентации появились в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США). Обычно выделяют следующие причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей. Главная психологическая причина появле ...

Урок иностранного языка как традиционная форма обучения, его специфические особенности, важнейшие требования и задачи
В методической литературе существует множество определений такой организационной формы обучения как «урок». «Урок – это педагогическое мастерство» (М.Н. Скатник); «урок – это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым». «Урок – основное организационное звено процесса обучения, на котором и осуществляется решение конкретных практических, образовательных, ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru