Ø рациональное использование уроков традиционных и нетрадиционных форм;
Ø творческая основа конструирования структуры урока.
Также структура урока должна соответствовать цели урока и логике усвоения знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение).
6. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил из них вытекающих.
В настоящее время выделяют следующие дидактические принципы обучения: воспитывающего и развивающего обучения; научности; связи теории с практикой, обучения с жизнью; наглядности; доступности; систематичности и последовательности; самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения; сознательности и прочности усвоения знаний и умений; целенаправленности и мотивации обучения; индивидуального и дифференцированного подхода к обучению учащихся.
Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных методических приемов, используемых преподавателем, и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила - его отдельные стороны.
Развивающие требования.
1. Развитие умений творческого характера (формирование опыта творческой деятельности).
2. Развитие речи, развитие мышления, развитие памяти, развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы, развитие познавательного интереса и любознательности.
3. Формирование и развитие у учащихся системы не только специальных предметных, но и общеучебных умений и навыков, которые служат основой для реализации любой деятельности (развитие умений учебно-познавательной деятельности).
4. Изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование "зоны ближайшего развития".
5. Проведение учебных занятий на "опережающем" уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.
6. Развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности.
Воспитательные требования.
1. Выявление и использование на уроке воспитательных возможностей:
Ø содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии;
Ø системы отношений, складывающейся на уроке.
2. Четкая постановка воспитательных целей и реализация этих целей через систему воспитательных задач.
Постановка воспитательных целей урока осуществляется в русле целостного подхода к процессу формирования базовой культуры личности, основными направлениями которой являются духовно-нравственная, экологическая, трудовая, интеллектуальная, эстетическая культура.
Достижение почти всех воспитательных целей невозможно на одном уроке и поэтому необходимо из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, ставить различные воспитательные задачи эту цель реализующие.
Похожие статьи:
Психолого-педагогические условия эффективности
внутришкольного контроля
Контроль играет большую роль в повышении качества учебно-воспитательного процесса в любой педагогической системе. Там, где дело касается контроля, мелочей быть не может. Контроль за работой людей весьма тонкое дело: контролируя, можно повысить инициативу тружеников, но можно и приглушить ее. Умелый, эффективный контроль - целая наука. Эффективное определение способов внутришкольного контроля возм ...
Разработка элективного курса
Элективные курсы в условиях профильной школы наряду с собственно профильными предметами способствуют созданию необходимой базы для понимания вузовских программ и научной литературы вообще, а также для формирования компетентности учащихся. В данной работе мы предлагаем программу элективного курса по физическим основам теории протекания для учащихся XI класса физико-математического профиля. Курс ра ...