Возникновение и развитие графической иллюстрации в России

Страница 1

Книга, - одно из самых значительных явлений культуры. Но помимо писателей книгу создают и художники, которые занимаются её оформлением.

К иллюстрированию литературных произведений в России обращались такие известные художники, как: А.А. Агин, В.Ф. Тимм, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, В.М. Васнецов, Л.О. Пастернак, М.А. Врубель и другие. Но несмотря на это книжная иллюстрация до конца 19 века оставалась лишь второстепенной деталью в книге. Только на рубеже 19-20 веков, она приобрела популярность.

В советское время книга, вместе с иллюстрациями была призвана выполнять агитационно-просветительскую (пропагандистскую) роль. Однако именно в книге художники не редко находили убежище от жестокой реальности.

Теоретические основы искусства книги заложили в России на рубеже XIX-XX столетий художники и критики "Мира искусства". Их интересовали как проблемы интерпретации литературного произведения, так и проблемы стилистических особенностей иллюстрации и книжной формы в целом. Они призывали художника активно, творчески подходить к иллюстрируемому произведению, вплоть до полемики с его автором: "Единственный смысл иллюстрации заключается в ее полной субъективности, в выражении художником его собственного взгляда на данную поэму, повесть, роман. Ее задача - освещать творчество поэта остроиндивидуальным взглядом художника, и чем неожиданнее этот взгляд, тем важнее его значение" - писал С.П. Дягилев в 1899 г. Однако, самоутверждение художника в форме иллюстрации, по мнению мирискусников, не должно было противоречить произведению, но и не должно было исключать внутреннюю полемику между писателем и иллюстратором.

Вообще, если коснуться стилистических особенностей иллюстрации, мирискусники пропагандировали рисунок, который был удобен для полиграфического воспроизведения, рисунок свойственный стилистике модерна, в котором присутствует плоскостность, линеарность, силуэтность.

Критик журнала "Аполлон" Н.Э. Радлов писал, что иллюстрация должна подчиняться книжной форме: "Украсить лист - прямая задача книжного искусства, и только считаясь с его особенностями, может художник-график добиться своей цели. Линейный рисунок идеально удовлетворяет требованиям, предъявляемым книгой к своему украшению: он считается с формой книжного листа, стремясь подчеркнуть его двухмерность, и с его колоритом, употребляя только те же две тональных единицы - blanc et noir.".

Позже, опираясь на свой опыт и мирискусническую теорию, И.Я. Билибин писал: "Наше понимание графики начала XX в. сопряжено с большой дисциплиной и большой линейной каноничностью. Вольный штриховой рисунок, где линия сама по себе не культивировалась, графическим не считался".

Стремление к подчинению изображения плоскости книжной страницы привело мирискусников к пониманию книги как единого организма. Теперь, работа иллюстратора сравнивалась с работой архитектора, который был призван видеть произведение в целом.

"Художник, занятый книгой, должен обратить свое внимание на основные требования красоты в книге: на выработку формата, на качество, поверхность и цвет бумаги, на размещение текста в странице, на распределение и соотношение заполненных и пустых пространств, на шрифт, на пагинацию, на обрез, брошюровку и т.д.", - писал в 1910 г.А.Н. Бенуа.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Научные предпосылки возникновения понятия «педагогическая поддержка»
На современном этапе развития педагогической науки меняются содержание и направленность образования, продиктованные новыми концептуальными подходами гуманизации, личностной ориентации, поликультурности и глобализации. Возрастает роль современных подходов к совершенствованию качества образования. В этом контексте весьма важным в ракурсе гуманистической парадигмы видится обращение ученых к педагоги ...

Психолого-педагогическая характеристика мотивационной сферы старшеклассников
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л.И. Божович подчеркивает, что именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед старшим школьником возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, со ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru