Анализ творчества художников-иллюстраторов

Страница 1

Книга - одно из первых произведений искусства, с которым встречается ребёнок. Яркая, богатая подробностями иллюстрация сразу привлекает к себе внимание ребёнка. Художник - иллюстратор не просто рисует образ - он, так же, как и автор, формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус и любовь к Родине. Вглядываясь в книжную иллюстрацию, ребёнок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий. Знакомство детей с некоторыми приёмами изображения, используемыми художниками, обогащает их творчество, настраивает на собственный поиск, развивает их изобразительные возможности. В результате, рисунки детей становятся более содержательными, интересными в композиционном и колористическом отношении, а дети открывают для себя чудесный мир книжной графики.

Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России были И. Билибин, Э. Лисицкий, В. Лебедев, В. Фаворский, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Е. Рачев, Т. Маврина, Б. Дехтерев и др. (Приложение 2)

Мы рассмотрим творчество только некоторых из них, а так же скажем пару слов о современной книжной графике.

Иван Яковлевич Билибин, - один из видных представителей изобразительного искусства, а именно, книжной графики.

Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, которая сохранилась на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а так же, присущее Билибину своеобразие трактовки образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.

А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, где Билибин увидел картину Васнецова "Богатыри". Именно с этого момента и начинается путь Билибина как иллюстратора. Художник проявляет интерес именно к старине, народному искусству. В основном он занимался иллюстрированием сказок. В течение семи лет Билибину удалось проиллюстрировать семь сказок: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", "Царевна-лягушка", "Марья Моревна", "Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке", "Перышко Финиста Ясна-Сокола", "Василиса Прекрасная". С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт - все стилизовал под старинную рукопись.

Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские и конечно применял их при оформлении книг. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русских сказочных персонажей. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства (это различная резьба, вышивка на одежде и скатертях).

Билибин проявил себя именно художником книги, он не ограничивался выполнением отдельных иллюстраций, а стремился к цельности. Почувствовав специфику книжной графики, он подчеркивает плоскость контурной линией и однотонной акварельной раскраской.

Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С. Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. Художник усиленно изучает русскую культуру, замечает мельчайшие нюансы, которые он впоследствии сможет перенести на страницы сказок.

Юрий Алексеевич Васнецов. Народный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР. Учился в Академии художеств. Был главным художником Института игрушки в Загорске. Юрий Алексеевич был замечательным художником - сказочником. Для его творчества характерны доброта, спокойствие, юмор, он с детства полюбил яркую, веселую дымковскую игрушку и переносил её образы на страницы книг.

В иллюстрациях Васнецова живет простодушное восприятие мира, яркость и непосредственность. Гуляют кошечки в розовых юбочках и зайцы в валенках. Эти иллюстрации воспринимаются детьми как свое, знакомое, само собой разумеющееся, а для взрослого его рисунки - давно забытое счастье. Особенности художественного почерка - подчеркнутая декоративность рисунка. Излюбленные элементы - волнистая линия, точка, мелкий штрих. Украшается все: деревья (листья - бублики), трава (завитки, точки - капли росы), одежда, страница с текстом и название (штрихами - пушистые буквы, точками). Рисунки художника полны бытовых подробностей и описательности. Бытовые сказки, где действуют медведи и лисы, зайцы и волки - сказки крестьянские, мужицкие, развертывается такая сказка на земле, она заполнена земными потребностями и интересами.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Классификация ошибок
Существует несколько классификаций ошибок, предложенных зарубежными и отечественными методистами. А) Вначале рассмотрим классификацию С.Н. Цейтлин. В зависимости от причин возникновения ошибок они могут быть поделены на системные, просторечные и композиционные. В зависимости от отношения к двум формам речи – устной и письменной, выделяются ошибки: а) свойственные исключительно устной форме речи – ...

Значение календарей природы, их виды
В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирован ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru