Цели:
1. Изучение рассказа А.П. Чехова «Ионыч», духовной эволюции главного героя.
2. Развитие умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали.
3. Воспитание ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей.
Тип урока:
урок-размышление.
Вид урока:
комментированное чтение с ассоциативным рисованием.
Межпредметные связи:
эстетика, тема: «Живопись»; дизайн, тема: «Цветовая теория».
Оформление, оборудование:
1. Портрет А.П. Чехова.
2. Эпиграф урока:
Не успокаивайтесь,
не давайте усыплять себя!
Пока молоды, сильны, бодры
не уставайте делать добро.
А.П. Чехов
Рассказ «Крыжовник»
3. Демонстрационная книжка-раскладушка для опорных конспектов.
4. Репродукция картины И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники».
5. Акварельные краски, чистые листы.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя (введение в тему).
Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова, писателя, которому принадлежит фраза «Краткость – сестра таланта». Чехов, опираясь на традиции классической русской литературы, создал «повествование с опущенными звеньями», путь от художественной детали к обобщенному образу в его книгах необычайно короток. Например, драму крестьянского существования в повести «Мужики» он передает, замечая, что в доме Чикельдеевых жила кошка, глухая от побоев.
«Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам», – писал Чехов.
Поблагодарим писателя за доверие к нам и постараемся оправдать его, внимательно вглядываясь в чеховские детали, вдумываясь в них, пытаясь понять то, о чем не говорит, а лишь намекает нам автор. Тема сегодняшнего урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч».
Попытаемся проследить путь постепенного, непрерывного духовного изменения Дмитрия Ионыча Старцева, понять к каким качественным изменениям он привел, что приобрел и потерял главный герой рассказа на этом пути.
Для более полного понимания чеховского подтекста обратимся к краскам. Друг А.П. Чехова И.И. Левитан, напутствуя юных художников, говорил: «Старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создается у тебя при виде той или иной картины». (Обращение к репродукции картины «Осенний день. Сокольники», ее настроение, атмосфера).
Живопись Левитана – это живопись настроения. А П.П. Чистяков словно вторит Левитану: «Живопись цвета – дело душевное, дело чувства…».
Прислушаемся к совету художников и попытаемся почувствовать настроение, внутреннюю жизнь рассказа Чехова, его героев и передать это настроение с помощью красок.
Итак, А.П. Чехов, рассказ «Ионыч», 1898 год, город С…
II. Комментированное чтение глав рассказа и ассоциативное рисование.
После комментированного чтения каждой главы учащиеся составляют опорные конспекты. Из текста выписываются слова и словосочетания, характеризующие настроения, ощущения Ионыча (возможно проведение этого этапа в форме групповой работы по 4–5 человек). Предложенные варианты обсуждаются, вырабатывается итоговый конспект, который вносится на страницу книжки-раскладушки. Затем индивидуально учащиеся подбирают подходящий, по их мнению, цвет или цветовое сочетание, соответствующее состоянию героя. (Работа более эффективна при использовании музыкального сопровождения).
Например:
Опорный конспект |
Цветовое сочетание |
I глава | |
-Приятно, – удобно, – не чувствует усталости, – смеется, напевает, – «хорошие, покойные мысли», – «недурственно». |
Обычно подбираются спокойные, ясные, пастельные тона. |
II глава | |
-Волнуется, – страдает, – мучается, – «пьянит надежда», – восхищается, – ждет любви, – ужасается, – «Ох, не надо бы полнеть». |
Сильные, контрастные, яркие сочетания. |
Похожие статьи:
Ошибки как степень сформированности умений учащихся
В настоящее время наиболее популярным и широко практикуемым в школе является критерий фонограмматической (фонетической, морфологической, синтаксической и т.д.) правильности иноязычной речи, остановимся подробнее на его анализе с функциональной точки зрения. Прежде всего, отметим, что в основе этого критерия лежит традиционной укоренившаяся представление, согласно которому фонограмматическая прави ...
Использование активных форм организации обучения биологии
в кружковой работе
Во внеклассной работе можно использовать разнообразные активные формы обучения биологии: деловые и имитационные игры, групповая форма (работа в малых группах над определенными проблемами, проблемными задачами, ситуациями, заданиями). Рассмотрим использование активной формы организации обучения (игра) на примере занятия кружка по теме «Птицы». Цель: обобщить и систематизировать знания по теме, зак ...