III глава.
Противоречивые состояния и мысли героя встречаем в третьей главе. Здесь и «радостное мучительное чувство», и стыд, и раздражение («хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона»), и расчетливость («приданого дадут должно быть немало»), и равнодушие («сколько хлопот, однако»). И в рисунках рябят цветовая гамма меняется, становиться более контрастной, появляются белые пятна, темные штрихи.
-Ошеломлен, – испытывает радостное, мучительное чувство, – «перестало беспокойно биться сердце», – жаль любви, – стыдно, – успокоился. |
Более контрастная, разноречивая цветовая гамма, появляются темные штрихи, белые пятна. |
IV глава | |
-Спешно принимает больных, – ни с кем не сходится, – хочет говорить, жаловаться, – «огонек в душе погас», – раздражается, – «старимся, полнеем, опускаемся» – «А хорошо, что я тогда не женился». |
Палитра все более темнеет, преобладают безрадостные краски. |
V глава | |
-Пополнел, ожирел, – «живется ему скучно», – «ничто его не интересует», – «жадность одолела». |
Светлые тона исчезают, мрачная, темная палитра |
III. Мысли по поводу…
Анализ опорных конспектов и изменения цветовой палитры проводится в форме беседы по следующим вопросам:
Что произошло? Кто виноват? О чем рассказ А.П. Чехова?
Ответы учащихся обобщаются и появляются следующая запись в опорном конспекте:
Город С |
Ионыч |
-скука, – однообразие жизни, – злое невежество, – равнодушие, – удовлетворенность «усеченным» существованием. |
-стремление к покою, – жажда наживы, – лень души, – отсутствие светлых идеалов. |
Личностные качества героя, усугубленные бездуховной атмосферой города С, отсутствие высоких целей привели к деградации человеческой души. (Работа со словарем над понятием «деградация») Перед каждым учащимся к концу урока оказывается символическая цветовая дорога жизни Ионыча, путь его духовной эволюции. И отвлеченное понятие «деградация» становится наглядным, почти осязаемым.
IV. Дорога собственной жизни (осознание истинных ценностей, ответственности за собственную жизнь)
Постепенно приходим к мысли об ответственности за собственную жизнь, о необходимости труда души. Вновь обращаемся к словам А.П. Чехова, вынесенным в эпиграф урока, зачитывается отрывок из сочинения одного из выпускников:
«Чтобы вырастить даже самый обычный цветок, нужно приложить немало труда: выбрать наиболее соответствующее место, подготовить почву, внести подкормку, вовремя полить и прополоть. Тогда природа раскроет удивительный, радующий глаз и сердце бутон. Но если семена даже самых роскошных цветов бросить в неподготовленную землю, забыть о них, то они либо погибнут, либо будут хилыми, болезненными, выросшими на муку среди сорняков. Так и душа человека требует неустанной заботы, нельзя давать разрастаться плесени самодовольства, грубости, лени; как живая вода необходима душе красота, доброе дело…»
Похожие статьи:
Формирование этнокультурной компетентности
В настоящее время, обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнических смешенных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обуславливает и преобразование социальной среды, характерной особенн ...
Методические рекомендации к использованию пособия
Значительная роль в образовании, развитии, подготовке учащихся к труду и их социальной адаптации принадлежит усвоению математических понятий, в частности обыкновенных дробей и процентов. Получая знания об обыкновенных дробях и процентах, школьники расширяют свои представления о числе и границе вычислительных возможностей. На примере изучения дробей они узнают то общее, что свойственно всем числам ...