С первых дней пребывания детей в детском саду педагог осматривает растения и ухаживает за ними: поливает, протирает листья, моет поддоны. При этом он удовлетворяет желание ребят участвовать в уходе за растением: дает им леечку, объясняет и показывает, как нужно правильно поливать (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно. На первых порах можно даже держать руку ребенка с лейкой). Постепенно воспитатель привлекает к поливке и остальных детей, обучает всех ребят, этому виду ухода за растениями, требующими обильной поливки.
Поручать такого рода работу следует одновременно одному-двоим детям, причем работать они должны вместе с воспитателем, выполнять одно и то же задание. Не беда, если на первых порах у них не очень хорошо получается — воспитатель должен подчеркнуть их старание, поддержать интерес к уходу за растениями. Уже на этом этапе ознакомления детей с растениями воспитатель привлекает ребят не только к труду в уголке природы, но и к наблюдениям: предлагает рассмотреть, какие красивые цветочки у бегонии, и рассказать, сколько их (один или много), какого они цвета, пахнут ли цветы, какие листочки (большие или маленькие).
В организации любого труда в природе необходимо четко выделить три этапа:
1. осмотр – наблюдение живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;
2. трудовая деятельность в том наборе и объеме, которое были определены при осмотре;
3. заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов.
Смысл начального наблюдения – вызвать необходимость трудовых условий. Смысл завершающего наблюдения – дать ребенку почувствовать удовлетворение, получить положительные эмоции от проделанной работы.
Примерный объем знаний и воспитательные задачи. Дети должны знать названия двух-трех растений, называть их части: цветок, лист. Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах), листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску). Находить в группе растений одинаковые. Знать, что за растениями надо ухаживать — поливать, протирать листья.
Воспитатель продолжает формировать у детей интерес и бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними, умение выполнять работу по уходу за обитателями уголка.
Дети седьмого года жизни могут описывать растение самостоятельно (по образцу описания, данному воспитателем, или по плану), а воспитатель отгадывает, какое растение ребята имеют в виду. Если растение недостаточно точно или подробно описано, воспитатель просит рассказать о нем еще раз, помогая вопросами: «Какой формы листья? Есть ли у листьев черешки? Длинные они или короткие? и т. д.
Когда навыки описания растений у ребят будут достаточно прочными, воспитатель предлагает одним загадывать, раскрывая характерные признаки растения, другим угадывать, называя его. Игра может проходить в форме ответов на вопросы — «да» или «нет». Например: «Это растение похоже на дерево? (Нет.) На травку? (Да.) У него виден стебель? (Нет.)
Похожие статьи:
Познавательно-практическая деятельность как средство развития
ребёнка-дошкольника
Желание познать окружающий мир появляется у ребёнка рано. Уже на первом году жизни, удовлетворяя свою потребность в новых впечатлениях, он активно манипулирует игрушками – сжимает, пытается удержать, грызёт, совершает первые ориентировочные движения: нажимает пальцами, бросает и т.д. Овладение способностью самостоятельно передвигаться значительно расширяет познавательные возможности ребёнка. Ему ...
Теоретические основы педагогических технологий
Педагогическая технология как система научного знания призвана оптимизировать и обеспечить субъектность воспитательного процесса, который, как известно, может рассматриваться в широком и узком смысле этого слова. Основы такого деления были заложены К.Д. Ушинским, который отмечал: " .воспитание в тесном смысле этого слова, как преднамеренная воспитательная деятельность – школа, воспитатель и ...