Место обобщений на уроках курса «Человек и Мир»

Новая педагогика » Формирование умения обобщать в процессе изучения природы » Место обобщений на уроках курса «Человек и Мир»

Страница 5

Пример. Назовите общие признаки: ели и сосны; березы и осины; ромашки и гвоздики; голубя и дятла; воробья и вороны.

Чем отличается: лето от зимы; дерево от кустарника; лиственное дерево от хвойного.

Работа по формированию логических умений должна быть организована на протяжении всего обучения в начальных классах и каждая дисциплина должна вносить в этот процесс свой вклад. Только в этом случае она будет результативна.

Для формирования обобщения у детей младшего школьного возрастания, находящихся на эмпирическом уровне развития обобщения, необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. Их мыслительная деятельность протекает на наглядном, конкретном материале; при формировании правильных обобщений необходимо учитывать ряд условий:

· необходим анализ и сравнение материала, причем он должен быть многообразным, содержать самые различные варианты «неожиданных» и «непривычных» сочетаний сходных качеств с сопутствующими признаками;

· необходим анализ и сравнение учащимися довольно большого количества сходных предметов;

· необходимо варьирование несущественных признаков при постоянстве существенных;

· зная общее, необходимо уметь видеть его в отдельном конкретном случае, с которым приходится иметь дело в данный момент.

Также, большое внимание необходимо уделять проблеме переноса и, в частности, переносу приемов обобщения от частного к общему и от общего к частному.

Обобщение сводится к отбрасыванию специфических, особенных, единичных признаков и сохранению только тех, которые оказываются общими для ряда единичных предметов.

Овладение понятиями совершается в процессе употребления их и оперирования ими. Когда понятие не применяется к конкретному случаю, оно утрачивает для индивида свое понятийное содержание

Обобщающие уроки обычно строятся на материале отдельных тем или учебного предмета в целом. Такие уроки имеют большое значение в закреплении и систематизации знаний.

На обобщающих уроках следует повторить пройденное, и, опираясь на знания, полученные детьми при изучении темы, расширить детские представления, установить простейшие взаимосвязи и взаимозависимости явлений в живой и неживой природе.

Такое повторение и обобщение программного материала делает знания детей более сознанными и прочными, развивает навыки логического мышления.

К числу путей, способствующих интенсивному развитию умений детей обобщать во время изучения окружающего мира, относится методика обучениями средствами субъективизации, под которой понимается сознательное и активное включение школьника в планирование, организацию и проведение его учебно-познавательной деятельности.

Обобщенное умение применять знания в новой учебной ситуации у младшего школьника характеризуется такими поисковыми действиями: распознавание объекта по признакам; сравнения в форме сопоставления и противопоставления; выделение главного; установление взаимосвязей; использование аналогии как средства переноса способа действия; конструирование, доказательство.

Работа по формированию логических умений должна быть организована на протяжении всего обучения в начальных классах и каждая дисциплина должна вносить в этот процесс свой вклад. Только в этом случае она будет результативна.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Похожие статьи:

Эффективность организационно-содержательного обеспечения процесса формирования готовности к работе с трудными подростками
Экспериментальная работа организовывалась и проводилась в 2 этапа. Первый этап был связан с формированием готовности студентов к воспитательной работе с трудными подростками в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере физической культуры. На данном этапе реализовывался разработанный нами спецкурс (содержание и объем представлены в главе 2, параграфе 2.2.). В эксперименте п ...

Содержание математических представлений детей 6 года жизни
Дети шестого года жизни – это возраст начала развития интереса к математическим знаниям. В старшем дошкольном возрасте у детей начинается формирование представлений об отношении целого и части. Им интересно знакомство с различными способами деления целого на равные части на основе использования предметов. У них развивается умение видеть принадлежность части целому предмету, понятие мерки для деле ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru