Место обобщений на уроках курса «Человек и Мир»

Новая педагогика » Формирование умения обобщать в процессе изучения природы » Место обобщений на уроках курса «Человек и Мир»

Страница 5

Пример. Назовите общие признаки: ели и сосны; березы и осины; ромашки и гвоздики; голубя и дятла; воробья и вороны.

Чем отличается: лето от зимы; дерево от кустарника; лиственное дерево от хвойного.

Работа по формированию логических умений должна быть организована на протяжении всего обучения в начальных классах и каждая дисциплина должна вносить в этот процесс свой вклад. Только в этом случае она будет результативна.

Для формирования обобщения у детей младшего школьного возрастания, находящихся на эмпирическом уровне развития обобщения, необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. Их мыслительная деятельность протекает на наглядном, конкретном материале; при формировании правильных обобщений необходимо учитывать ряд условий:

· необходим анализ и сравнение материала, причем он должен быть многообразным, содержать самые различные варианты «неожиданных» и «непривычных» сочетаний сходных качеств с сопутствующими признаками;

· необходим анализ и сравнение учащимися довольно большого количества сходных предметов;

· необходимо варьирование несущественных признаков при постоянстве существенных;

· зная общее, необходимо уметь видеть его в отдельном конкретном случае, с которым приходится иметь дело в данный момент.

Также, большое внимание необходимо уделять проблеме переноса и, в частности, переносу приемов обобщения от частного к общему и от общего к частному.

Обобщение сводится к отбрасыванию специфических, особенных, единичных признаков и сохранению только тех, которые оказываются общими для ряда единичных предметов.

Овладение понятиями совершается в процессе употребления их и оперирования ими. Когда понятие не применяется к конкретному случаю, оно утрачивает для индивида свое понятийное содержание

Обобщающие уроки обычно строятся на материале отдельных тем или учебного предмета в целом. Такие уроки имеют большое значение в закреплении и систематизации знаний.

На обобщающих уроках следует повторить пройденное, и, опираясь на знания, полученные детьми при изучении темы, расширить детские представления, установить простейшие взаимосвязи и взаимозависимости явлений в живой и неживой природе.

Такое повторение и обобщение программного материала делает знания детей более сознанными и прочными, развивает навыки логического мышления.

К числу путей, способствующих интенсивному развитию умений детей обобщать во время изучения окружающего мира, относится методика обучениями средствами субъективизации, под которой понимается сознательное и активное включение школьника в планирование, организацию и проведение его учебно-познавательной деятельности.

Обобщенное умение применять знания в новой учебной ситуации у младшего школьника характеризуется такими поисковыми действиями: распознавание объекта по признакам; сравнения в форме сопоставления и противопоставления; выделение главного; установление взаимосвязей; использование аналогии как средства переноса способа действия; конструирование, доказательство.

Работа по формированию логических умений должна быть организована на протяжении всего обучения в начальных классах и каждая дисциплина должна вносить в этот процесс свой вклад. Только в этом случае она будет результативна.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Похожие статьи:

Влияние психических процессов на развитие самостоятельности учащихся
Школьное детство – уникальный период в психическом развитии ребёнка. Отличительная особенность этого периода сравнительно с последующими этапами становления личности заключается в том, что он обеспечивает именно общее развитие ребёнка, которое служит основой для приобретения им в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения разных видов деятельности. Формируются не только такие свойства псих ...

Причины отсутствия дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек
Современная педагогическая наука и практика зачастую относятся к полу как к несущественной характеристике ребенка, хотя, по мысли И.С. Кона, почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными. К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя, - половая принадлежность. Тем более удивительно, что недооценка, игнорирование пола происход ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru