Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и т.д. В "Словаре практического психолога" под ред. С.Ю. Головина (1998) дается определение творчества: "Творчество - психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры". Деятельность, результат коей - создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологические аспекты - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря коим создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
"В творчестве особое место занимает воображение творческое. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству" .
"Креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Среди способностей интеллектуальных выделено в особый тип".
Согласно А. Маслоу - творческая направленность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях:
1) анализ жизненного опыта индивидуальных особенности творческой личности – личностный фактор;
2) анализ творческого мышления и его продуктов - факторы креативности: беглость, четкость, чувствительность к проблемам, изобретательность, конструктивность при их решении, гибкость, оригинальность.
Вопрос о креативности как о самостоятельным, независимом от интеллекта свойстве пока остается неразрешенным.
Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (Д.Б. Богоявленская (2002), А. Маслоу и др.).
2. Высокий уровень интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк, и др.).
3. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Е. Туник, и др.). В более мягком варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.
Креативность определялась П. Торренсом как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т.д.; фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез, проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата решения. В итоге он остановился на определении креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Рассмотрение креативности, как процесса дает возможность выявить как способность к творчеству, так и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а так же оценивать его продукты (результаты).
Похожие статьи:
Модель исследования
Объектом исследования выступает сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста в условиях приюта. Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию сюжетно-ролевой игры в условиях приюта. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой создание игрового пространства детьми дошкольного возраста может быть успешным, если педагог: * Организует предметную сред ...
Развитие словаря и словообразования в онтогенезе
Развитие словаря у ребенка, с одной стороны, тесно связано с развитием мышления и др. психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. Самые первые слова у ребенка обычно появляются к год ...