Е. Туник (2001) пишет о том, что следует отличать креативный продукт от креативного процесса. "Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значений, креативный процесс — по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей, по дивергентности мышления (не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д.". Рассмотрим основные показатели креативности.
Показатель беглости (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков.
Показатель гибкости оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.
Гибкость мышления проявляется в быстроте преобразования способа действия в соответствии с изменениями объективной ситуации. Это предполагает выделение существенных сторон изменений, возможность отхода от привычных действий, от стереотипа, нахождение новых путей решения, комбинаций элементов прошлого опыта. Таким образом, гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки знаний и навыков в соответствии с требованиями задачи, переключении с одних привычных действий на другие, с прямого хода мысли на обратный и другие.
Оригинальность характеризует способность к выдвижению идеи, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных, показатель разработанности, детализации идей используется только для оценки фигурных текстов.
В трудах Н. Лейтса раскрыт механизм возрастной чувствительности, - той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз "на свой лад" свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагирования, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим "направлениям" способностей .
На каждом этапе детства – свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, выбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов велик авторитет учителя – и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять все его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале. Потребность поделиться, снова оживить в сознании то, что было с ними недавно, может свидетельствовать силке впечатлений – дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики.
Похожие статьи:
Констатирующий эксперимент
Проблеме поиска эффективных путей формирования экологической культуры у дошкольников, и как её составной части, развитию экологического мышления в МДОУ ДСКВ №90 "Айболит" уделяется достаточно большое внимание. Образовательная работа с детьми строится в соответствии с рекомендациями комплексной программы "Развитие", разработанной авторским коллективом под руководством Л.А. Венг ...
Алгебраические фракталы
Это самая крупная группа фракталов. Получают их с помощью нелинейных процессов в n-мерных пространствах. Наиболее изучены двухмерные процессы. Интерпретируя нелинейный итерационный процесс, как дискретную динамическую систему, можно пользоваться терминологией теории этих систем: фазовый портрет, установившийся процесс, аттрактор и т.д. Известно, что нелинейные динамические системы обладают нескол ...