Для оптимизации познавательной активности необходимо в работе с детьми использовать конструктивные, дидактические игры. Они помогают наглядно ощутить динамику решения практической задачи, опробировать разные способы, варьировать замысел, соотносить его с практическим результатом.
Как справедливо подчёркивала Г.П. Усова, обучение – индивидуальная деятельность детей. Каждый ребёнок исполняет определённую работу умственную или физическую индивидуально, тратит индивидуальные усилия. Вот почему обеспечить развитие каждого ребёнка можно лишь путём индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Так, в познавательной деятельности действенной формой активизации детей может быть самостоятельная работа, когда каждый приобретает конкретное задание. Самостоятельная работа стимулирует познавательную активность ребёнка тем, что он должен действовать сам, ориентация на товарища отсутствует. Не менее значимой для развития познавательной активности является групповая работа (маленькие группы по 3-5 человек). Она при такой организации даёт воспитателю широкие возможности для реализации личностно-развивающего подхода. Такая форма является прекрасным методом изучения ребёнка. Осмысление результатов целевых наблюдений за поведением ребёнка в разных ситуациях, специфически детских видах деятельности даёт возможность педагогу подобрать к каждому воспитанник «психологический ключик».
То есть, основной целью организации процесса познания с целью его развивающего влияния на ребёнка, должен стать поиск такого способа организации жизни детей в группе, чтобы мир перед ними открывался в живых красках, ярких и нежных цветах, сказках, фантазиях, играх, через неповторимое детское творчество. Необходимо пробудить в каждом ребёнке источник мышления и речи, чтобы каждый ощутил себя исследователем и мудрым мыслителем, чтобы собственное достижение вызывало трепет сердца и закаляло волю.
Если такую систему работы начать с младшего возраста, развивающий эффект образовательно-воспитательного процесса будет реализован. Центральным моментом можно обозначить активно-познавательное отношение ребёнка к окружающему миру, интерес к поисковой деятельности.
Учитывая всё выше сказанное, можно ещё раз убедиться в том, что эффективным средством повышения познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является использование ситуативного познавательного интереса, т.е. интереса к конкретной деятельности, к определённому познавательному материалу, учитывая психологическую закономерность: ребёнок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативное переживание, но в то же время, мы знаем, что ребёнок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлён. К ситуативной мотивации относятся взаимодействие с самим педагогом. Если ребёнку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность дошкольника.
Внутренняя мотивация – это возможность в процессе пребывания ребёнка в дошкольном учреждении развивать его индивидуальные склонности и способности. Реализуя данный аспект, необходимо опираться на конкретные познавательные способности каждого ребёнка и создать для него индивидуальную траекторию развития, которое создаётся всех специалистов дошкольного учреждения.
Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребёнка.
Для детей с высокими познавательными способностями (ребёнок работает с желанием, и долгое время развязывает познавательные задания, ищет свои способы действий) необходимо создавать условия для развития и углубления знаний.
Для детей со средней и низкой познавательной активностью (дети имеют менее стойкий интерес к познанию, у них есть определённая самостоятельность, которую поддерживает педагог с помощью вопросов; дети имеют нестойкий интерес, легко отвлекаются, от самостоятельного поиска отказываются) использовать индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов дошкольных учреждений появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей.
Похожие статьи:
Требования к организации факультативных занятий по математике
Основные задачи факультативных занятий по математике в средней школе - это углубление математических знаний учащихся; развитие способностей и познавательных интересов школьников. Факультативные занятия призваны вырабатывать у учащихся стремление самостоятельно добывать знания, формировать навык работы с дополнительной литературой. Индивидуализация обучения в процессе факультативных занятий приобр ...
Моделирование организационно-содержательного обеспечения процесса
формирования готовности студентов к воспитательной деятельности
Решающим фактором формирования необходимого и достаточного уровня готовности специалистов в сфере физической культуры к профессиональной деятельности является система организационного и содержательного обеспечения образовательного процесса. Результаты исследования, рассмотренные выше (2.1.), позволили сделать вывод о наличии критического уровня готовности будущих педагогов физической культуры к в ...