-Четкость и правильность сформулированных вопросов
-Связь данного вопроса с предыдущими
-Содержательности вопроса
В условиях специальной (коррекционной) школы VIII в процессе беседы учащимся задаются вопросы различные по содержанию. Они требуют от учеников выяснения свойств предметов, качественных, временных, пространственных, причинно-следственных представлений. Неустойчивость внимания учащихся ведёт к тому, что дети, быстро утомляясь, не могут ответить на вопрос, не вдумываются в содержание. Поэтому необходимо приучать учащихся внимательно вслушиваться в вопрос, вдумываться в эго содержание, правильно строить свой ответ, т.е. активно участвовать в беседе.
Достоинство беседы в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоения новых знаний и умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создаёт условия для определенного управления процессом познания. Таким обозом метод беседы во вспомогательной школе помогает решать образовательные и коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед учителем в процессе обучения.
Из всего вышесказанного мы видим, что словесные методы являются одним из важнейших средств обучения. Такие учёные как Аксёнова А.К.(1994), Петрова В.Г.(1977), ВоронковаВ.В.(2003), ЯкубовскаяЭ.В.(1983), ЛадыженскаяТ.А.(1980) и др. в своих книгах по методике обучения чтению и русскому языку широко применяли словесные методы. Одним из основных требований преподавания чтения в специальной коррекционной школе восьмого вида - это обучение детей сознательному, правильному, беглому и выразительному чтению.
Аксёнова А.К.(1994), Воронкова В.В.(2003), Петрова В.Г.(1988), Якубовская Э.В.(1983) предлагали для развития сознательности чтения, следующие этапы работы:
1.Предварительная беседа с использованием наглядных средств, экскурсий;
2.Анализ изобразительных средств художественного произведения
3.Первоначальное чтение
4 Беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа в целом
5.Анализ текста
5.Зактепления содержания прочитанного текста
6. Работа над планом и пересказом прочитанного
7. Пересказ текста;
Для развития правильности чтения:
1.Звуко-буквенный анализ слов
2.Деференциация сходных слогов и слов
3.Чтение слов. написание которых отличается одной- двумя буквами или порядком их расположения
4. Чтение таблиц с трудными словами и предложениями
5.Чтение небольших текстов написанных на доске
6.Самостоятельное выявление учащимися из текста слов, прочтение которых требует помощи учителя;
Для развития беглости чтения:
1.Учащиеся должны чаще и больше читать,
2.Специально организовывать работу по сочетанию разных приёмов чтения на одном и том же тексте
3.Предварительная ориентация учащихся в тексте
4.Работа над развитием смысловой догадки
5.написание трудных для чтения слов на доске
Для развития выразительности:
1.Отчётливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок
2.Прочитать слово и назвать в нём ударный звук
3.Хоровое чтение
4.Чтение по ролям.
5.Чтение одного и того же слова, с выражением разных чувств.
Методика работы над рассказом Петровой В.Г.(1988)
1.Предварительная беседа. Цель- подготовить учащихся к восприятию произведения. Подготовка может происходить по- разному.
В подготовительную работу входит так же часть словарной работы, объясняются непонятные слова.
2.Чтение текста учителем. Цель - обеспечить первичное целостное восприятие текста учащимися.
3.После первого прочтения проводиться короткая беседа с целью проверки усвоения содержания.
4.Чтение учащимися текста по частям и его анализ. Цель – усвоение содержания читаемого и его анализ.
5.Повторное чтение текста учащимися. Цель - закрепить в сознании учащихся содержание произведения.
6.Пересказ прочитанного. Цель - выяснить, на сколько правильно учащиеся поняли содержание читаемого.
7.Заключительная беседа. Цель состоит в том, чтобы учащиеся глубже осмыслили все частные выводы, сделанные при работе частей.
Методика работы над стихотворением В.Г. Петровой(1988):
1.Предварительная беседа
2.Чтение стихотворения учителем и краткая беседа.
3.Чтение стихотворения несколькими учащимися
4.Выборочное чтение по заданиям учителя
5.Чтение стихотворения по частям
6.Чтение стихотворения про себя
7.Чтение стихотворения учащимися по очереди.
Методика работы над рассказом А.К.Аксёновой(1994):
1.Вступительная беседа
2.Чтение текста учителем
3.Чтение текста учащимися
4.Анализ текста и словарная работа
5.Повторное чтение текста учащимися
7.Задание на дом.
Методика работы над стихотворением А.К.Аксёновой(1994):
Похожие статьи:
Исторический обзор реализации интеграции в практике отечественной и
зарубежной школы
Идея о единстве научных знаний, хоть и в примитивных натур-философских представлениях находила отражение в работах древних мыслителей: Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Платона. К этой проблеме обращались Г. Гегель и И. Кант, Л. Фейербах. И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой ...
Исследование «Преодоление барьера»
Социологическое исследование. Метод проведения исследования – анкетирование. Место проведения исследования – СЛШ №7 Исходя из целей исследования, была определены целевая группа опрашиваемых: Дети из СЛШ №7. Были разработаны две анкеты. Для здоровых детей и для детей инвалидов (см. приложение). Каждая анкета содержит 5 закрытых вопросов (с возможностью выбора одного из вариантов ответа) и 2 открыт ...