Разработка методики повышения эффективности проведения занятий с использованием ИТ на примере дисциплины «Информатика»

Новая педагогика » Разработка методики повышения эффективности проведения занятий с использованием информационных технологий » Разработка методики повышения эффективности проведения занятий с использованием ИТ на примере дисциплины «Информатика»

Страница 1

Определяющим фактором эффективности ИТ является работа самого педагога над научно-методическим обеспечением своих занятий со студентами. Эта подготовка требует решения конкретных вопросов:

· отбор содержания обучения в соответствии с дидактическими свойствами и возможностями средств ИТ;

· прогнозирование возможного воздействия мультимедиа на характер мышления и поведения участников образовательного процесса;

· выбор способов сочетания и интеграции ИТ с традиционными средствами обучения;

· обеспечение соответствующих дидактических условий обучения (формирование учебных групп, организация индивидуальных занятий и самостоятельной работы).

Нами была разработана методика повышения эффективности проведения занятий средствами ИТ. Она заключается в применении мультимедийных презентаций, использовании мультимедийного учебника, демонстрации видео фрагментов, демонстрации работы программ «вживую», проведении контроля с помощью компьютера.

В традиционном обучении с помощью ИТ возрастает возможность качественно подготовить учебный материал, т.к. преподаватель может разработать занятие в удобных для него условиях, например, дома с использованием компьютера. В этом случае качество подготовки материала возрастает, так как у преподавателя есть возможность использовать множество информационных источников, поиск информации в которых в разы быстрее, чем при использовании бумажной литературы.

Применяя информационные технологии становится возможной принципиально новая организация самостоятельной работы студентов. Преподаватель может разработать учебно-методический комплекс, используя который студенты могут самостоятельно изучать материал, готовиться к занятиям.

Рост уровня интенсивности учебного процесса обусловлен меньшими затратами времени на написание текста на доске, а также включением визуального канала восприятия у учащихся.

Не смотря на проведение занятия с использованием традиционной технологии, у студентов появляется дополнительная мотивация к учебной деятельности, т.к. ИТ помогают осуществить показ таких процессов, которые в обычных условиях нельзя продемонстрировать (химические реакции, различные процессы и т.д.), это можно осуществить показом видео-приложений и фотографий.

Доступность учебных материалов для преподавателя заключается в том, что при подготовке занятий можно пользоваться любыми информационными источниками, такими как интернет или другие компьютерные сети. Для студента это удобно тем, что помимо пользования различными сетями и интернетом, существует возможность взять у преподавателя его лекции в электронном виде, что значительно снизит трудозатраты, например, при подготовке к экзаменам.

У студентов появляется возможность проведения самоконтроля по каждой теме неограниченное количество раз, такая возможность появляется в связи с тем, что в интернете существует огромное количество контрольных материалов. И используя компьютер можно неограниченное количество раз проходить тестовый контроль.

Возрастает возможность наглядности в динамической форме и индивидуальном режиме изучения, используя ИТ это возможно за счет показа не только статических картинок, но и динамического видео. При индивидуальном режиме работы студент может изменять темп подачи информации и возвращаться к интересующим его моментам.

Рассмотрим возможности повышения эффективности проведения занятия средствами ИТ на примере лекции по информатике на тему «Операционная система: назначение и основные функции». Для этого проанализируем лекцию по программированию в традиционной технологии, проведенную без использования ИТ, и затем в той же технологии с применением информационных технологий.

Ход лекции в традиционном варианте.

1. Приветствие. Организационные моменты.

2. Оглашение темы лекции. (Запись на меловой доске).

3. Краткое введение «Что такое операционная система?». (Устный рассказ)

4. Сравнение ОС Windows и MS DOS. (Рисуем на доске сравнительную таблицу)

5. Знакомство с окном Windows и MS DOS. (Рисуем на доске примерный план окна)

6. Знакомство с интерфейсом. (Рисуем на доске примерный план интерфейса операционных систем)

7. Знакомство с возможностями систем. (Устный рассказ)

8. Подведение итогов

Ход лекции

Использование ИТ

Эффективность

1. Приветствие. Организационные моменты.

2. Оглашение темы лекции.

Демонстрация слайда с помощью проектора

Наглядность, интенсификация

3. Краткое введение «Что такое операционная система?»

Постепенная смена слайдов

Эмоциональное воздействие, наглядность, системность восприятия

4. Сравнение ОС Windows и MS DOS.

Электронная таблица

Наглядность, интенсификация, упрощение восприятия, доступность, систематичность и последовательность

5. Знакомство с окном Windows и MS DOS.

Графическое изображение окон программ

Наглядность, упрощение восприятия, повышение мотивации, компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов

6. Знакомство с интерфейсом.

Видео демонстрация интерфейса ОС Windows и MS DOS.

Наглядность, упрощение восприятия, повышение мотивации, прочность усвоения результатов, компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов

7. Знакомство с возможностями систем.

Наглядная демонстрация возможностей операционных систем

Наглядность, упрощение восприятия, повышение мотивации, прочность усвоения результатов, компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов

8. Подведение итогов

Слайд с видеодемонстрацией

Систематизация, прочность усвоения результатов, компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, учебный эксперимент с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников
При определении уровня развития навыков связной речи необходимо, прежде всего, установить какие мысли и как переданы через текст. Этим и объясняются те компоненты анализа текста, которые предлагает исследователь Н.И. Жинкин: отбор слов; распределение предметных признаков в группе предложений; выделение предиката; связь двух предложений. Эти категории или элементы анализа, выдвинутые Н.И. Жинкиным ...

Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля
Контроль играет большую роль в повышении качества учебно-воспитательного процесса в любой педагогической системе. Там, где дело касается контроля, мелочей быть не может. Контроль за работой людей весьма тонкое дело: контролируя, можно повысить инициативу тружеников, но можно и приглушить ее. Умелый, эффективный контроль - целая наука. Эффективное определение способов внутришкольного контроля возм ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru