В настоящее время в Самарской области в рамках проекта по получению высшего образования в пенитенциарной системе обучение проводится в 10-ти исправительных учреждениях, где обучается свыше 200 человек.
Основная цель проекта выражается следующей формулой: “Через высшее образование борьба с криминализацией общества, движение к цивилизованному рынку труда без дополнительного бюджетного финансирования”.
Схема функционирования образовательной площадки вуза и производственной адаптации студентов, получающих высшее образование в пенитенциарной системе, включает начальную, среднюю школу, профтехобразование, высшее образование, аспирантуру и производственно-консалтинговый инкубатор.
Образовательный процесс в исправительных учреждениях проводится по очно-заочной форме обучения, в его основе новейшие спутниковые телекоммуникационные технологии, связанные с применением современных интерактивных средств обучения.
В течение всего образовательного проекта в пенитенциарной системе психологами и педагогами Самарского филиала СГА проводился психолого-педагогический мониторинг.
Результаты психологического мониторинга показывают, что благодаря применению телекоммуникационной технологии обучения у студентов развиваются и укрепляются такие качества, как целеустремленность, ответственность, способность принимать конструктивные решения, значительно повышается уровень их интеллекта. Воспитание и развитие этих качеств у осужденных имеет большое значение для их становления и самоутверждения как личности. Ведь, как правило, основной контингент осужденных составляют люди, не имеющие четкой социальной идентификации, что и является причиной их агрессивной настроенности по отношению ко всему социуму, их неспособности вести нормальную жизнь, соблюдая законы общества. Единственный способ помочь таким людям самоидентифицироваться заключается в развитии их сознания, что наиболее успешно реально сделать именно через максимальное использование возможностей телекоммуникационного обучения.
Немаловажную роль играет здесь отношение самих студентов-осужденных к учебе. Преподаватели, проводившие занятия в ИУ Самарской области, свидетельствуют, что обучающихся здесь отличает энтузиазм, восприимчивость, прилежание, стремление проявлять творческую активность. Они больше не мыслят себя просто преступниками, отбывающими наказание. Такая изначальная целенаправленность способствует получению студентами, обучающимися в пенитенциарной системе, знаний высокого качества. Уже сейчас эти студенты имеют четкую мотивацию, в чем они значительно выигрывают, по сравнению со студентами, обучающимися на свободе. Ведь заключенные сделали свой выбор в пользу получения высшего образования вполне осознанно, без давления со стороны родителей, родственников, друзей. Важно, что именно благодаря преимуществам телекоммуникационной системы обучения, по сравнению с традиционной системой, возможна скорейшая выработка у осужденных, решивших получить высшее образование, качеств и социальных навыков, которые будут необходимы им для нормальной жизни после выхода из тюрьмы. Причем выработка таких качеств не менее важна для социальной адаптации, чем высшее образование.
Средний балл успеваемости спецконтингента оказался выше, чем у обычных студентов-заочников, обучающихся в вузе (4 4,5 балла).
Как известно, лишение свободы и тяжелые условия отбывания наказания в пенитенциарной системе это серьезный дистресс для человека. Агрессивная среда, жесткие условия и ограничения жизнедеятельности, почти полный разрыв основных социальных связей все это является тяжелыми психотравмирующими факторами.
В связи с этим, а также для оценки эффективности обучения в условиях пенитенциарной системы с начала образовательного проекта параллельно шло лонгитюдное психологическое исследование студентов, которое коснулось основных психологических характеристик и сфер личности. Прежде всего, это интеллект, черты характера и личностные свойства. Также была исследована сфера ценностей и проведен мониторинг подсознательной сферы.
Похожие статьи:
Проявление заикания у детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста заикание развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического, физического состояния ребёнка, что и обуславливает достаточно сложную симптоматику данного речевого расстройства. Изменения в нервно-психическом состояния детей зачастую связаны не столько с появлением заикания, сколько с индивидуальными ...
Энергосбережение и урок
Любой вид деятельности, в том числе по воспитанию и обучению, будет результативным, если он осуществляется целенаправленно и системно. Поэтому работу по энергосбережению можно осуществлять используя и другие формы. К примеру, на уроках «Человек и мир» учащиеся получают первоначальные знания об электричестве, электроприборах. На данном уроке учитель стремится раскрыть важность энергосбережения чер ...