Анализируя психологическую структуру выявленного адаптационного аппарата в форме системы защит, нельзя не обратить внимания на тот факт, что ведущим защитам рационализации и регрессу в группе исследуемого контингента заключенных соответствуют противоположные личностные черты: бесконтрольность на бессознательном уровне, с одной стороны, и выраженный контроль сознания с другой. Такое противоречие формирует базис для внутрипсихического конфликта. Дополнительный механизм “проекция” оставляет единственный клапан разрядки напряжения путем проецирования, приписывания внутренних страстей внешнему миру и окружению. Так появляется немотивированная ненависть и (в критической ситуации) спонтанная агрессия. Такое опасное сочетание “рационализации” и “регресса” стабильно встречается у 1/3 обследованных в группе. Также часто встречается сочетание “рационализации” и “проекции”, что в итоге также чревато развитием интраи итнер-конфликтами: в критической ситуации интеллектуальный контроль ослабевает, и негативные переживания на бессознательном уровне проецируются вовне, порождая противоречия и конфликты. В целом все указанные формы психологических защит и их сочетания патогномичны в своей сути, а, учитывая положение и среду испытуемых, опасны. Таковы “начальные условия” объекта образования в пенитенциарной системе. Данные исследования имеют биекцию результатов с другими методиками (МЦВ, МПВ).
В исследуемой системе психологических защит у контингента заключенных, мотивированных на получение высшего образования непосредственно в условиях отбывания наказания, выявлены общие тенденции, отражающие специфику как самого контингента, так и условий, провоцирующих их активность. И выявленный конфликт свидетельствует о глубоком кризисе субъект-объектной системы “человек среда”. Исходя из глобальных задач исправления-наказания, выявляемых психических и психологических противоречий, связанных с “человеческим фактором” и самой пенитенциарной системой, для перевоспитания и коррекции преступника требуется учитывать условия, механизмы и детерминированные сбои этой системы. Речь идет, прежде всего, о субъективном, психологическом факторе.
Помимо очевидных негативно влияющих на физическое, психическое и моральное состояние факторов уголовной среды и плачевных условий жизни осужденных, необходимо исследовать и на практике учитывать сложные психические процессы, происходящие непосредственно при отбывании наказания, вторично влияющие на процесс исправления и коррекции человека. В частности, выявленный в данном исследовании внутрипсихический конфликт может быть купирован или преждевременно исключен за счет внешних влияний путем организации таких процессов, как учебный. Однако само по себе образование не является панацеей относительно цели исправления и коррекции человека, так как для достижения этих эффектов необходим учет психологических условий и обстановки заключенного и адекватная (конгруэнтная) ее организация с выбором допустимых технологий и дидактических методов.
Одной из наиболее подходящих форм обучения социально-психологическому состоянию и нравственно-правовому положению студентов-осужденных, по нашему убеждению, является дистанционная образовательная технология. Именно такие формы обучения, организационно и технологически избегающие выявленных психологических защит и эмоциональноаффективных блоков, выводящие образовательный процесс за рамки межличностного взаимодействия и восприятия (также искаженного и деструктивного), уходящие от традиционных менторских методов управления учебным процессом,соответствуют цитируемому выше принципу конгруэнтности в образовании.
В такой ситуации, когда знания предаются напрямую, тесты и экзамены проводятся в электронном виде, минуя “посредников” в форме экзаменаторов, минуя социально-психологический барьер, психические блоки и последствия пенитенциарной блокады, педагогический процесс создает уникальную образовательно-коррекционную ситуацию. Студент-осужденный как бы возвращается в ситуацию из далекого детского прошлого, и он подсознательно входит в роль ученика. Таким образом, реализуется программа позитивного регресса в противовес патологической форме защиты по регрессивному типу. У студента активизируется интеллектуальная деятельность, управляемая виртуальными средствами и направляемая учебными задачами. Таким образом, развитая система психологических защит переводится в здоровое русло.
Похожие статьи:
Особенности работы по обучению правильной речи и развитию фонематического
восприятия у старшего дошкольного возраста
Основными задачами обучения правильной речи в подготовительной группе являются: 1) формирование звукопроизношения; 2) развитие фонематического восприятия; 3) подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме, предусмотренной программой для первого класса массовой школы. В основе обучения лежит развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. У детей развивается внимани ...
Методика использования стихотворений и рифм
С целью изучения опыта преподавателей по использованию рифмовок и стихотворений приведем пример проведения урока английского языка в 6 классах в одной из школ РФ. Преподаватели используют рифмовочные и стихотворные приёмы обучения в этой школе практически на каждом уроке английского языка. Учитель уделяет большое внимание отбору стихотворений, в основу которых положены принципы: тематический, поз ...