- 7 лет - внимания у детей обоего пола, восприятия (у девочек);
- 8 лет - памяти, восприятия, мышления, внимания у детей обоего пола;
- 9 лет - памяти, восприятия, внимания у детей обоего пола, мышления (у девочек);
- 10 лет - памяти, мышления, внимания у детей обоего пола, восприятия (у мальчиков).
Необходимо отметить, что количество и уровень достоверной вероятности изменившихся в годичном цикле характеристик у детей эксперимен тальной группы превосходят аналогичные значения у их сверстников из контрольной.
Статистически значимые различия между детьми контрольной и экспериментальной групп по большинству изучаемых признаков на начало учебного года выявлены в 9-летнем возрасте. В конце учебного года преимущество детей экспериментальной группы наблюдается с 8 лет, за исключением показателей внимания у мальчиков. Очевидно, предлагаемая система стимулирования развития познавательных процессов средствами физического воспитания оказывает существенное влияние на их абсолютные значения через 2-3 года. Вместе с тем обращает на себя внимание достоверное преимущество по большинству показателей темпов прироста познавательных процессов детей экспериментальной группы начиная с 6 лет. Если на начало учебного года по абсолютным значениям познавательных процессов между детьми контрольной и экспериментальной групп наблюдаются достоверные различия в 42% случаях, а в конце учебного года в 60%, то по темпам прироста статистически достоверная разница выявлена в 86% случаев.
В ходе педагогического эксперимента определяли наличие элементов полового диморфизма по абсолютным значениям и темпам прироста изучаемых характеристик психики. Установлено, что по исходному уровню развития познавательных процессов мальчики и девочки 6 лет контрольной и экспериментальной групп не отличаются друг от друга. В конце учебного года картина повторяется (табл. 4). По мере взросления детей количество элементов полового диморфизма по изучаемым признакам возрастает. Вместе с тем по темпам прироста различия между мальчиками и девочками более значительны. Из 25 показателей в возрастном диапазоне 6-10 лет достоверны различия у детей контрольной группы по 16 показателям (64,0%), экспериментальной - по 12 (52,0%).
Необходимо отметить, что по абсолютным значениям познавательных процессов преимущество наблюдается у девочек. Исключение составляют характеристики мышления, по которым выявлены более высокие значения у мальчиков контрольной группы в 10 лет. По темпам прироста наблюдается обратная картина: достоверно большие значения выявлены у мальчиков. Исключение составляют показатели темпов прироста у девочек в контрольной группе по параметрам памяти, мышления и внимания в 6 лет, восприятия и внимания в 7 лет; в экспериментальной - мышления в 6 лет и внимания в 7 лет, что на достоверном уровне превосходит показатели мальчиков.
Средняя сумма темпов прироста показателей познавательных процессов у детей контрольной и экспериментальной групп по результатам пятилетнего педагогического эксперимента
Количество достоверно значимых отличий между мальчиками и девочками у детей контрольной группы больше, чем в экспериментальной, как по абсолютным значениям, так и по темпам прироста. Очевидно различные методики неодинаково влияют на развитие познавательных процессов у детей разного пола. Экспериментальная методика, по нашему мнению, способствует нивелированию половых различий в уровне развития психических свойств детей 6-10 лет.
Изучение суммарных показателей темпов прироста (см. рисунок ) свидетельствует о том, что дети из экспериментальной группы превзошли своих сверстников по темпам прироста изучаемых признаков во всех возрастных группах в среднем на 14,5%. Причем наибольшие темпы прироста как в контрольной, так и в экспериментальной группе наблюдаются у детей 7 лет, т.е. при переходе их к систематическо му обучению в общеобразовательной школе.
Похожие статьи:
Использование схем-моделей на уроках русского языка и литературы
О чём мне писать сочинение? Как писать сочинение? Смогу ли я написать сочинение? Эти и многие другие вопросы встают перед школьником, когда он оказывается один на один с чистым листом бумаги и темой сочинения. Как показывает опыт, для многих детей это очень сложные вопросы, на которые зачастую просто не хочется отвечать: легче не утруждать себя, списать с Интернета или сдать чистый лист. В такой ...
Интеграция
научного познания
Потребность в комплексном осмыслении мира, поиске глубоких связей между отдельными явлениями объективной действительности, выявлении взаимоотношений между различными структурными уровнями материи приводит к взаимодействию и взаимопроникновению наук, к интеграции научного познания. Интеграция – важное условие современной науки и развития цивилизации в целом. Так как нынешняя стадия научного мышлен ...