Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Новая педагогика » Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией » Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Страница 1

Особенности общения детей с псевдобульбарной дизартрией, а также данные социометрического исследования послужили отправными ориентирами при разработке методики экспериментального общения. Под коммуникативными навыками мы подразумеваем: желание вступить в контакт с окружающими и умение организовать общение. При этом умение организовать общение включает: умение начать, завершить разговор, привлечь внимание собеседника; проявление инициативности, активности в общении, поддержание беседы; умение слушать и понимать собеседника; адекватное использование речевых и неречевых средств общения, владение формами общения.

Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учёта ведущей деятельности возраста (игровой), ведущей формы общения (ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная), в соответствии с уровнем сформированности языковых средств. Успешность данной работы заключается в коммуникативной направленности всей коррекционной работы с дошкольниками с псевдобульбарной дизартрией. Индивидуальные и подгрупповые занятия педагога-психолога, учителя – логопеда и воспитателя обязательно включают в содержание задачи на развитие коммуникативных навыков, с учётом особенностей каждого воспитанника.

Особенности развития коммуникативной деятельности старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией предполагают организацию деятельности общения с взрослыми в специфически организованной педагогической среде, что определяет возможность преодоления или значительную компенсацию отставания в коммуникативном развитии (формирование потребности общения, его мотивов).

Коррекционная работа осуществлялась в форме игровой терапии, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Общение детей во время игры мотивирует развитие их речи (увеличение словаря, развитие грамматического строя). В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и которые обогащают знания детей об окружающем мире. В игре развивается та функция замещения и обозначения, которая потом осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления. Кроме того, игра создает благоприятные условия для совершенствования движений и моторного развития детей, позволяет детям приобрести навыки произвольного поведения и совместной деятельности.

Формирование коммуникативных навыков у детей с псевдобульбарной дизартрией предполагает:

становление умения владеть средствами общения;

формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение;

установление позитивных взаимоотношений с окружающими: способность выслушать товарищей, корректно выразить отношение к собеседнику;

способность выразить собственные мнения, формирование позитивного образа Я;

формирование умения коллективного обсуждения заданий.

Выявленные особенности коммуникативных навыков дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, а также причины нарушения их формирования позволили выделить следующие направления коррекционно-логопедической работы: работа над речевой моторикой, направленная на коррекцию речевого дефекта; коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере; преодоление речевого негативизма.

Исходя из того, что одной из основных причин нарушения формирования коммуникативных навыков при псевдобульбарной дизартрии является ограниченность речедвигательных возможностей, что было экспериментально подтверждено проведенным исследованием, очень большое внимание должно быть уделено работе над речевой моторикой. Эта работа складывается из следующих звеньев: а) массаж; б) использование непроизвольных движений; в) пассивная гимнастика с постепенным переходом в пассивно-активную; г) активная гимнастика.

Массаж служит для возбуждения иннервации речевой и лицевой мускулатуры. Перед массажем рекомендуется провести упражнения на расслабление массируемой мускулатуры. Имеющиеся непроизвольные движения (например, оскал, получаемый при улыбке, вытягивание губ при сосании круглого леденца, поднятие языка при пощелкивании) производятся перед зеркалом; при этом нужно привлечь внимание ребенка к наблюдению движения в зеркале как у себя, так и у логопеда; дать ему пощупать напряжение в соответствующем органе, например, гортани – при звучании голосовых связок, при зевании и т.п., послушать получаемый звук стона, покашливания. Движение многократно повторяется сначала сопряженно, затем отраженно и, наконец, самостоятельно по речевой инструкции логопеда.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Анализ опытно – экспериментальной работы
Экспериментальная база нашего исследования – ДОУ № 17 г. Армавира Краснодарского края. Экспериментальная группа – дети старшего дошкольного возраста с замедленным психическим развитием: Испытуемый № 1 : Беляко Данил 5 лет 11 мес. Испытуемый № 2: Корташёв Руслан 6 лет 1 мес. Испытуемый № 3: Иванов Данил 5 лет 7 мес. Испытуемый № 4: Корх Андрей 6 лет Испытуемый № 5: Пипеляев Дима 5 лет 9 мес. Экспе ...

Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе
Для того чтобы труд не утомлял детей, нужно соблюдать правила гигиены труда. Летом рекомендуется работать в нежаркие часы дня — утром и вечером. Во время работы нужно следить, чтобы поза детей была правильной. Так, при рыхлении гряд граблями следует держать тело выпрямленным; при переноске воды лейки или ведра должны быть в обеих руках. Нужно чередовать виды работы. Так, например, посадку и пропо ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru