Пассивной гимнастикой называется такая форма гимнастики, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия – под нажатием руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. После нескольких повторений делается попытка произвести то же движение еще один – два раза без механической помощи, т.е. пассивное движение переводится сначала в пассивно-активное, а затем в произвольное, производимое по речевой инструкции логопеда.
Активной гимнастикой называется система упражнений для различных речевых органов, которые проводятся по инструкции логопеда, под его счет. Они должны проводиться ритмично, плавно, с достаточным напряжением и силой. Логопед считает, меняя темп (то замедляя, то ускоряя его), но всегда следя за тем, чтобы движение оставалось правильным, точным, ненапряженным. После приобретения некоторого навыка в такой гимнастике логопед требует, чтобы ребенок проводил упражнения и дома, сначала под наблюдением старших, а затем самостоятельно, но всегда контролируя себя при помощи зеркала. Упражнения для различных частей речевого аппарата языка, губ, жевательных мышц объединяются, что дает возможность очень скоро переходить от беззвучных упражнений к упражнениям с включением речевых звуков. Длительность их вначале 5 минут, а затем до 15-20 минут (в зависимости от утомления ребенка). При первой возможности все движения соединяются с произношением соответствующих звуков, в дальнейшем слов и предложений, что является наилучшей формой тренировки.
В процессе логопедической работы, направленной на коррекцию речевого дефекта, нами преследовались следующие цели: развитие умения у ребенка расслаблять все спастические мышцы, достижение полной амплитуды произвольных движений, удержание активного речевого органа в определённом положении, развитие силы мышечных сокращений, затормаживание сопутствующих содружественных движений (синкинезий), достижение скорости, точности движений, выполнение сложных комплексных движений и лёгкость переключения с одного артикуляционного уклада на другой.
Работа над дыханием начиналась с общих дыхательных упражнений, цель которых - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Работа над дыханием начиналась с общих дыхательных упражнений, цель которых - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм.
Приёмы постановки: а) отработка различных видов дыхания: - вдох и выдох носом, - вдох носом, а выдох ртом и наоборот, - вдох и выдох ртом; б) пропевание гласных звуков на выдохе, с каждым разом увеличивая длительность звучания. Использовались упражнения с сопротивлением.
В процессе отработки речевого дыхания большое значение имели и специальные упражнения-игры: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек и т.д. Игры подбирались дифференцированно в зависимости от возраста, характера нарушения дыхания и других параметров. Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводилась в тесном единстве. Центральным разделом логопедической работы являлась выработка и автоматизация навыков артикуляции, которая имеет свои особенности, обусловленные патогенезом псевдобульбарной дизартрии.
Комплексы упражнений были подобраны индивидуально с учётом характера дизартрии, степени её выраженности, возраста ребёнка, его личности, интеллекта и других параметров. Во всех случаях в комплекс упражнений логопедической гимнастики включались и дыхательные упражнения, так как при слабом речевом дыхании затрудняется образование голоса (короткий судорожный вдох). Поэтому проводилась работа по развитию глубины и продолжительности вдоха и выдоха, умения произвольно переходить от грудного к брюшному, или полному дыханию, произвольно регулировать дыхание через рот и через нос.
Следующей причиной нарушения формирования коммуникативных навыков при псевдобульбарной дизартрии являются нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения.
Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере предполагает:
формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.
Похожие статьи:
Позиции самоотражения учителем своего
психолого-поведенческого облика
В межличностном взаимодействии педагога и обучаемых выделяют позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика. Общетелесное самораспоряжение
: · манера перемещаться по классу; · излюбленные позы; · избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания. Отметим основные факторы влияния общетелесного самораспоряжения учителя на особенности проведения урока: · повышенная ...
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
После проведения формирующего эксперимента вновь провели диагностику, используя те же задания и вариантный материал к ним, сделали сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов: Методика «Бусы». Таблица 5 – Результаты проведения методики «Бусы» эксперимент уровни Констатирующий Контрольный Кол-во % Кол-во % Высокий 3 14 4 19 Хороший 12 58 13 62 Средний 3 14 3 14 Ни ...