Данная тема изучается в 9 или 10 классе базового курса информатики в модуле «Информационные системы и моделирование». Время изучения темы зависит от количества учебного времени отводимого на курс информатики и ИКТ в учебном плане школы.
Основные цели.
Сформировать предметные компетенции:
1) Уровень знаний: дать представление о способах хранения и поиска информации в базах данных, познакомить с основами реляционных баз данных.
2) Уровень умений: обучить основным приемам работы с одной из реляционных СУБД, обучить организации поиска, сортировки, редактирования данных.
3) Уровень владения: использовать приобретенные знания для создания баз данных в различных предметных областях (школьные предметы, повседневная жизнь и т.д.) Этот уровень предполагает видение учеником структуры данных, умение выделить эту структуру и использовать её для проектирования, создания и дальнейшей работы с базами данных.
Уровень знаний. Изучаемые вопросы:
1. Назначение информационных систем и баз данных (БД).
2. Классификация БД.
3. Структура реляционной базы данных (РБД).
4. Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.
5. Назначение СУБД; режимы работы СУБД.
6. Выборка информации из базы данных.
7. Логические выражения в условиях выбора и удаления записей.
8. Сортировка; ключи сортировки.
Уровень умений. Предполагаемая деятельность:
1. Работа с готовой базой данных.
2. Умение формировать структуру предлагаемой предметной области
3. Проектирование реляционной БД, установка ключей
4. Формирование запросов на выборку, умение строить простейшие логические выражения
5. Сортировка БД.
Уровень владения. Предполагаемая деятельность:
Выделение предметной области и проектирование баз данных для реальных повседневных и профессиональных (учебных) задач, например, разработка БД «Записная книжка», «Домашняя библиотека», «Домашняя фильмотека», «Столицы мира» и так далее.
Тематическое планирование учебного времени
Таблица
36 |
1. |
Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД. |
Презентация по теме: «Основные понятия БД» |
37 |
2. |
Проектирование и создание однотабличной БД. Создание БД, редактирование данных |
Дидактический материал, ПК |
38 |
3. |
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Поиск информации. |
Дидактический материал, ПК |
39 |
4. |
К/р №4 по теме «Поиск и хранение информации» | |
40-41 |
5. |
Творческая работа по проектированию БД |
Урок 1.
Излагаются основные теоретические понятия темы, определяется её место в курсе информатики,. На первом уроке должна быть сформирована мотивация ученика к обучению данной теме, озвучен основной круг задач, которые могут решаться с помощью умений и навыков, приобретенных в ходе изучения темы. На первом уроке школьники знакомятся с готовой базой данных, учатся работать с ней.
Урок 2.
Практическая работа. Формируются умения проектировать и создавать однотабличную базу данных, устанавливать ключевые поля, работать с Мастером и Конструктором.
Урок 3. Рассматривается технология построения запросов к базе данных, рассматриваются простейшие логические функции (И, ИЛИ). Ученики учатся осуществлять поиск информации.
Урок 4.
Контроль по теме «Поиск и хранение информации». Контроль знаний осуществляется на двух уровнях: уровень знаний и уровень умений. Учащиеся должны пройти тест по теме и выполнить небольшое практическое задание. В качестве домашнего задания учитель может предложить написать небольшую миниатюру рефлексирующего характера, например, на тему «Что я узнал нового о хранении информации?», «Как можно применить полученные знания в повседневной жизни?», «Предложить предметную область для разработки БД из дисциплин, изучаемых в школе».
Похожие статьи:
Актуальность использования массажа
Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М.Б. Эйдиновой, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, С.А. Бортфельд и др. Тем не менее, приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относител ...
Из опыта работы педагогов г. Могилева
В предыдущих главах мы приводили примеры разработок русских и белорусских методистов. Как же проходит изучение творчества А.П. Чехова непосредственно в г. Могилеве? Автором данной работы было проведено исследование в нескольких могилевских школах (сш. №8, 40, 43, 25 и т.д.) По ее итогам мы можем с уверенностью сказать, что учителя города Могилева при изучении рассказов Чехова как правило пользуют ...